[1] Дискурсивный (позднелат. discursivus, от discursus рассуждение, довод, аргумент) – рассудочный, понятийный, логический, опосредствованный (в отличие от чувственного, созерцательного, интуитивного, непосредственного).

 

[2] Симфония является алфавитным указателем всех слов, встречающихся в Библии. Для каждого слова симфония позволяет найти все места Писания, где оно встречается, а также определить точное значение слова из языка оригинала. Симфония предназначена для помощи читателю найти ссылки в Библии (книги, главы и стихи), для определения значения непонятных слов, а также для тематического изучения Библии. Также симфония может являть собой книгу, в которой собраны отрывки из многих писаний какого-либо автора на одну определенную тему.

[3] Батюшка ссылается на слова апостола Павла из Послания к Филиппийцам: Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божиего во Христе Иисусе (3, 12-14).

[4] См.: Лев. 20, 26; Пс. 5, 5.

[5] Грибоедов А.С., "Горе от ума"

[6] Первое послание к Коринфянам. Глава 3. Стихи 10-15:

10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.
11Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, —
13  каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.

 

[7] Есть и такие образы в Псалтири: поставил еси на пространне нозе мои,– т.е. на пространном месте, на широком участке суши (Пс. 30, 9); или: постави еси на камени нозе мои (Пс. 39, 3).

[8] Силуан Афонский (в миру Семен Иванович Анто́нов; 18661938) – монах Константинопольского патриархата русского происхождения, подвизался на Афоне, куда приехал в 1882 г. Канонизирован в 1988 г. Почитается в Православной Церкви как святой в лике преподобных, память совершается 11 сентября (по юлианскому календарю).

[9] Канон Пресвятой Богородице, Песнь 1, Ирмос 1.

[10] Квинт Септи́мий Флоре́нс Тертуллиа́н (155 или165220 или 240) – один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов. В зарождавшейся теологии Тертуллиан впервые выразил концепцию Троицы. Положил начало латинской патристике и церковной латыни – языку средневековой западной мысли.

[11] Долгое время термин «дидактика» употреблялся в том же значении, что и «педагогика» вообще. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «всеобщее искусство учить всех всему». В настоящее время дидактика рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их принципы, цели, содержание, средства, результаты.

 

[12] Ср.: ...но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. (1 Кор., 9, 27)

 

 

[13] Серге́й Алекса́ндрович Ни́лус (1862–1929) – российский религиозный писатель и общественный деятель, известен как публикатор «Протоколов сионских мудрецов».

 

[14] Лермонтов М.Ю.»Смерть поэта»

[15] Рим., 8. 22:

21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
23 и  не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.;

 

[16] Тютчев Ф.И."Нам не дано предугадать"

[17] Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит. Иисус Христос мог сокрушить иудеев, как надломленную трость, и угасить их гнев, как курящийся или горящий лен, но не хотел этого делать, пока не исполнит домостроительства и не победит их во всем (из толкования архиепископа Феофилакта Болгарского на указанный стих из Евангелия от Матфея).

[18] «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…» – говорит Родион Раскольников Соне.

[19] Пс. 103.  25: Сие море великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими…

 

 

[20] Первое послание Петра. Глава 3. Стих 15

Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

 

[21] Послание к Ефесянам. Глава 4. Стих 5

один Господь, одна вера, одно крещение,

 

[22]  Мф. 7,  6:  Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

 

 

[23] 1 Кор. 1, 20:

Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?

[24] 2 Тим. 4, 3-4:

3 Будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом:
4 и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся.

[25] Еф. 2, 2:

в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,

Еф. 5. 6:

Колос. 3. 6:

Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;

за которые гнев Божий грядет на сынов противления…

 

[26]  Евр. 12, 6: Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

 

[27] 1 Фес. 5, 14:

Молим же вы, братие, вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем.

 

 

[28] Листра город в Ликаонии, древней стране в Малой Азии, к югу от центральной пустыни, на территории современной Турции. Город трижды посещался апостолом Павлом.

[29] Литературный персонаж из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», входящей в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Солоха – мать Вакулы, ведьма. К ней с откровенными заигрываниями приходили и сельский голова, и дьяк, и Чуб – отец Оксаны, и сам черт.

[30] М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта».

[31] Лк., 17,10

[32] Инвектива (от лат. invectivus – бранный, ругательный) (книжн.) – гневное выступление против чего-нибудь или кого-нибудь, оскорбительное выражение, брань, выпад. А также форма литературного произведения, одна из форм памфлета, осмеивающего или обличающего реальное явление, лицо или группу.

 

[33] Архимандрит Киприан (в миру Константин Эдуардович Керн; 1899, Тула –1960, Париж) православный священнослужитель (в юрисдикции Русской православной церкви за границей, затем Константинопольского патриархата), богослов, церковный историк.

[34] Проценко Павел Григорьевич, составитель и комментатор трудов епископа Варнавы (Беляева; 1887-1963), в частности «Основ искусства святости» в пяти томах (1995-2001). Автор книги-биографии еп. Варнавы «В Небесный Иерусалим: История одного побега», повести «Цветочница Марфа» (о судьбе русской крестьянки, погибшей в сталинском концлагере) и других. Составитель сборника «Мироносицы в эпоху ГУЛАГа» (2005).

 

[35] До 1997 г. Академия носила имя Дзержинского.

[36] Крупная безногая ящерица, похожая на змею; безвредная для человека.

[37] Стих из Великого покаянного канона прп. Андрея Критского. Песнь 1. (В понедельник первой седмицы Великого поста.)

[38] Чернобыль, или чернобыльник – трава, разновидность полыни. Название города Чернобыль, где произошла страшная катастрофа на АЭС, происходит от названия травы чернобыльник.

[39] Мф. 20, 6:

Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?

 

[40] Мф. 3, 8: сотворите же достойный плод покаяния.

 

[41] Мф.7, 2: 

ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

 

 

[42] Сатира как литературный жанр возникла в древней римской литературе. Это поэтическое произведение, в котором более или менее резко осуждаются и негодующее изображаются свойства и качества отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений.

[43] Памфле́т (от англ. pamphlet) – разновидность литературного или публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей.

[44] Пасквиль (от нем. Pasquill, из итал. pasquillo) – сочинение, содержащее карикатурные искажения, клевету и злобные нападки, цель которых оскорбить и скомпрометировать какое-либо лицо, группу, партию и т. п. Пишется в публицистической или беллетристической форме, близкой памфлету.

[45] Манкурт – это военнопленный, которому сбривали волосы и надевали на голову кусок шкуры с шеи только что убитого верблюда. Шкура высыхала на солнце, причиняя бедняге жуткие страдания, и он или погибал, или терял память, и его делали рабом. Чингиз Айтматов в своем романе «И дольше века длится день» популяризировал тюркскую легенду о манкурте – о том, как человека превращают в бездушное рабское создание, полностью подчиненное хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни. В переносном смысле слово «манкурт» употребляется для обозначения человека, потерявшего связь со своими корнями, бездушное рабское создание. Манкурт – это также и ребенок какой-то национальности, выращенный и воспитанный с рождения среди другого народа, на его языке, культуре, национальных и духовных традициях, отождествляющий себя с этим народом, не знающий родного языка, а только язык народа, среди которого он вырос.

[46] Использование цитат и образов из широко известных литературных произведений является одним из важных приемов устного выступления. В том числе применяется перифразирование или вольный пересказ цитат, в данном случае из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина (разговора Татьяны Лариной с няней):

 «Не спится, няня: здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне».

– Что, Таня, что с тобой? – «Мне скучно,

Поговорим о старине».

                            А также:

«Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..»
- Дитя мое, ты нездорова;
Господь помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси...
Дай окроплю святой водою,
Ты вся горишь... – «Я не больна,

Я... знаешь, няня... влюблена».

Дитя мое, Господь с тобою! -
И няня девушку с мольбой
Крестила дряхлою рукой.

 

[47] Пример возможного вольного пересказа лектором. Для сравнения – цитата из сказки А. Гайдара: «А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей реки. И поставили над могилой большой красный флаг. Плывут пароходы – привет Мальчишу! Пролетают летчики – привет Мальчишу! Пробегают паровозы – привет Мальчишу! А пройдут пионеры – салют Мальчишу!»

[48] Герой из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – «народный заступник». О нем рассказывается в последней части поэмы «Пир на весь мир».

[49] Название фильма американского режиссера Стэнли Креймера.

[50]Слова из песни «Три вальса», исполнявшейся известной советской певицей Клавдией Шульженко.

[51] Интенция (лат. intentio – намерение, замысел) – коммуникативное намерение говорящего. А также цель и направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет. Термин интенция ввели в современную лингвистику последователи Дж. Остина, одного из создателей теории речевых актов.

 

[52] Авраамий, в миру Аверкий Иванович Палицын († 13 сентября 1625, Соловецкий монастырь) – известный деятель Смутного времени, знаменитый писатель и историк, автор повести об осаде Троицкого монастыря поляками.

 

[53] Ниже приводится текст, который был предложен лектором студентам в качестве образца работы над словом.

[54] Крюкова Л.И. была заместителем заведующего кафедрой гомилетики Свято-Тихоновского богословского института. Безвременно ушла из жизни в 2000 году.

1 Здесь и далее выделения сделаны лектором – Ред.

[55] Периодизация дана по статье: Попова Т. В. Византийская эпистолография. // Византийская литература. / Под ред. С. С. Аверинцева М.: Наука, 1974.

 

[56] Ювенал Децим Юний (ок. 60–ок. 127), римский поэт-сатирик.

[57] Так у автора письма.

[58] Таких слов нет в Евангелии.

[59] Т.е. предлагает прочитать его письмо по радио.

[60] Композиция (от лат. compositio – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.

[61] Градация (от др.-греч. κλῖμαξ — «приставная лестница») фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания, относящихся к одному предмету, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая.