Справочные материалы
Последовательность евангельских событий по четырем евангелистам
|
Евангельское повествование |
Главы и стихи евангелистов |
Матфея |
Марка |
Луки |
Иоанна |
1 |
Пролог |
1:1
|
1:1-3
|
1:1-4
|
1:1-18
|
2 |
Родословие Иисуса Христа |
1:1-17
|
|
3:23-38
|
|
3 |
Благовестие Захарии о рождении Иоанна Предтечи |
|
|
1:5-25
|
|
4 |
Благовещение Пресвятой Богородицы. Дева Мария в доме Елисаветы |
|
|
1:26-38
1:39-56
|
|
5 |
Рождение Иоанна Предтечи |
|
|
1:57-80
|
|
6 |
Откровение Иосифу Праведному о Боговоплощении |
1:18-25
|
|
|
|
7 |
Рождество Иисуса Христа |
2:1
|
|
2:1-7
|
|
8 |
Поклонение пастырей |
|
|
2:8-20
|
|
9 |
Обрезание и наречение имени Иисус |
1:25
|
|
2:21
|
|
10 |
Сретение Господа в храме |
|
|
2:22-33
|
|
11 |
Поклонение волхвов |
2:1-12
|
|
|
|
12 |
Бегство в Египет |
2:13-15
|
|
|
|
13 |
Избиение младенцев в Вифлееме |
2:16-18
|
|
|
|
14 |
Возвращение из Египта, поселение в Назарете; отрок Иисус в храме |
2:19-23
|
|
2:39-52
|
|
15 |
Проповедь Иоанна Предтечи в пустыне; свидетельство об Иисусе Христе |
3:1-12
|
1:1-8
|
3:1-18
|
1:19-28
|
16 |
Крещение Господне |
13:13-17
|
1:9-11
|
3:21-22
|
|
17 |
Искушение Иисуса Христа в пустыне |
4:1-11
|
1:12-13
|
4:1-13
|
|
Дела Господа Иисуса Христа в Иудее после искушения Его в пустыне до первой Пасхи |
18 |
Последующие свидетельства Иоанна Предтечи об Иисусе Христе. Первые ученики Господа |
|
|
|
1:19-36;1:37-51 |
Дела Господа Иисуса Христа в Галилее по возвращении из Иудеи |
19 |
Чудо в Кане галилейской |
|
|
|
2:1-11
|
20 |
Посещение Капернаума |
|
|
|
2:12
|
СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ОТ ПЕРВОЙ ПАСХИ ДО ВТОРОЙ |
События в Иудее |
21 |
Изгнание торгующих из храма. Свидетельство Иисуса Христа о Своем Богосыновстве |
|
|
|
2:13-25
|
22 |
Беседа Иисуса Христа с Никодимом |
|
|
|
3:1-21
|
23 |
Иисус с учениками в Иудее. Последнее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе пред учениками |
|
|
|
3:22;3:23-36 |
24 |
Заключение Иоанна Предтечи в темницу |
14:3-5
|
6:17-20
|
3:19-20
|
|
События по пути из Иудеи в Галилею |
25 |
Возвращение в Галилею Беседа с самарянкой |
4:12-17
|
|
|
4:1-3;4:4-42 |
Служение Иисуса Христа в Галилее |
26 |
Приход Иисуса Христа в Кану галилейскую; исцеление сына капернаумского царедворца |
|
|
|
4:43-54
|
27 |
Начало Евангельской проповеди |
|
1:14-15
|
4:14-15
|
|
28 |
Проповедь Иисуса Христа в назаретской синагоге |
|
|
4:16-30
|
|
29 |
Поселение и проповедь в Капернауме |
4:13-16
|
1:21
|
4:31-32
|
|
30 |
Призвание к апостольству Петра, Андрея, Иакова и Иоанна |
4:18-22
|
1:16-20
|
5:1-11
|
|
31 |
Исцеление бесноватого в капернаумской синагоге |
|
1:21-28
|
4:31-37
|
|
32 |
Исцеление тещи Симона |
|
1:29-31
|
4:38-39
|
|
33 |
Исцеление многих больных |
8:16-17
|
1:32-34
|
4:40-41
|
|
34 |
Благовестие в Галилее |
4:23-25
|
1:35-39
|
4:42-44
|
|
35 |
Исцеление прокаженного |
8:2-4
|
1:40-45
|
5:12-16
|
|
36 |
Исцеление расслабленного в Капернауме |
9:1-8
|
2:1-12
|
5:17-26
|
|
37 |
Призвание Левия-Матфея к апостольству |
9:9-13
|
2:13-17
|
5:27-32
|
|
38 |
Ответ ученикам Иоанна о посте |
9:14-17
|
2:18-22
|
5:33-39
|
|
СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ОТ ВТОРОЙ ПАСХИ ДО ТРЕТЬЕЙ |
События в Иудее |
39 |
Иисус Христос в Иерусалиме на второй Пасхе. Исцеление расслабленного при Овчей купели |
|
|
|
5:1-17
|
40 |
Откровение Иисуса Христа о Своем Богосыновстве |
|
|
|
5:17-47
|
Проповедь и чудеса Иисуса Христа в Галилее |
41 |
О значении субботы; срывание колосьев |
12:1-8
|
2:23-28
|
6:1-5
|
|
42 |
Исцеление сухорукого |
12:9-13
|
3:1-5
|
6:6-11
|
|
43 |
Злоба фарисеев и стремление народа к Иисусу |
12:14-21
|
3:6-12
|
6:11,
17-19
|
|
44 |
Избрание 12 апостолов |
10:1-4
|
3:13-19
|
6:12-16
|
|
45 |
Нагорная проповедь |
5:1-7:29
|
|
6:17-49
|
|
46 |
Исцеление слуги капернаумского сотника |
8:5-13
|
|
7:1-10
|
|
47 |
Воскрешение сына вдовы в Наине |
|
|
7:11-17
|
|
48 |
Свидетельство Иисуса о Себе и об Иоанне Крестителе пред Иоанновыми учениками |
11:1-19
|
|
7:18-35
|
|
49 |
Призыв труждающихся и обремененных |
11:27-30
|
|
|
|
50 |
Прощение грешницы в доме фарисея Симона |
|
|
7:36-50
|
|
51 |
Исцеление бесноватого глухонемого слепца |
12:22-23
|
|
11:14
|
|
52 |
Изобличение хулы на Духа Святого |
12:24-37
|
3:20-30
|
11:15-26
|
|
53 |
О требовании знамения |
12:38-45
|
|
11:16,; 29-32 |
|
54 |
О внутреннем свете |
|
|
11:33-36
|
|
55 |
Похвала слушающим слово Божие |
12:46-50
|
3:31-35
|
8:19-21
11:27-28
|
|
56 |
Изобличение внешней праведности |
|
|
11:37-54
|
|
57 |
Учение при море притчами о Царствии Божием |
13:1-58
|
4:1-34
|
12:1-59
8:4-18
13:18-21
|
|
58 |
О последовании Иисусу |
8:18-22
|
|
|
|
59 |
Укрощение бури на пути через Геннисаретское озеро в Гадаринскую страну |
8:23-27
|
4:35-41
|
8:22-25
|
|
60 |
Исцеление бесноватых в Гадаринской стране |
8:28-31
|
5:1-20
|
8:26-39
|
|
61 |
Воскрешение дочери Иаира, исцеление кровоточивой больной |
|
5:22-43
|
8:40-56
|
|
62 |
Исцеление двух слепцов |
9:27-31
|
|
|
|
63 |
Исцеление бесноватого немого |
9:32-34
|
|
|
|
64 |
Проповедь в назаретской синагоге |
13:54-58
|
6:1-6
|
|
|
65 |
Проповедь в окрестных городах и селениях |
9:35-38
|
6:6
|
|
|
66 |
Наставления 12 при послании их на проповедь |
10:1-42
|
6:7-13
|
9:1-6
|
|
67 |
Смерть Иоанна Крестителя |
14:6-12
|
6:17-29
|
|
|
68 |
Молва об Иисусе Христе, смятение Ирода |
14:1-2
|
6:14-16
|
9:7-9
|
|
69 |
Возвращение 12 с проповеди |
|
6:30
|
9:10
|
|
70 |
Насыщение 5000 народа пятью хлебами и двумя рыбами |
14:13-21
|
6:31-44
|
9:11-17
|
6:1-14
|
71 |
Шествие Иисуса Христа к ученикам по воде |
14:22-34
|
6:45-53
|
|
6:15-21
|
72 |
Исцеление больных в Геннисаретской стране |
14:35-36
|
6:54-56
|
|
|
73 |
Беседа Иисуса Христа о небесном хлебе |
|
|
|
6:22-71
|
СОБЫТИЯ ОТ ТРЕТЬЕЙ ПАСХИ ДО ЧЕТВЕРТОЙ — ПАСХИ СТРАДАНИЙ |
74 |
Обличение иудеев в лицемерном исполнении заповедей |
|
7:1-23
|
|
|
75 |
Путешествие Иисуса Христа в пределы Тира и Сидона, исцеление дочери хананеянки |
15:21-28
|
7:24-30
|
|
|
76 |
Исцеление глухонемого |
|
7:31-37
|
|
|
77 |
Исцеление множества народа у Геннисаретского озера |
15:29-31
|
|
|
|
78 |
Насыщение 4000 семью хлебами и несколькими рыбами |
15:32-38
|
8:1-9
|
|
|
79 |
Прибытие в страну Магдалинскую. Ответ фарисеям просившим знамения с неба |
15:39-16:4
|
8:10-13
|
|
|
80 |
Предостережение ученикам от закваски фарисейской |
15:1-12
|
8:14-21
|
|
|
81 |
Исцеление слепого в Вифсаиде |
|
8:22-26
|
|
|
82 |
Исповедание Петра у Кесарии Филипповой |
16:13-20
|
8:27-30
|
9:18-21
|
|
83 |
Первое предсказание Иисуса Христа о крестных страданиях; наставление о несении креста |
16:21-28
|
8:31-9:1
|
9:22-27
|
|
84 |
Преображение Господне |
17:1-13
|
9:1-9
|
9:28-36
|
|
85 |
Второе предсказание Иисуса Христа о крестных страданиях |
|
9:10-13
|
|
|
86 |
Исцеление бесноватого лунатика |
17:14-21
|
9:14-29
|
9:37-43
|
|
87 |
Третье предсказание Иисуса Христа о крестных страданиях |
17:22-23
|
9:30-32
|
9:43-45
|
|
88 |
Последнее пребывание Господа Иисуса Христа в Капернауме; ответ Иисуса Христа о подати на храм |
17:24-27
|
|
|
|
89 |
Наставление о смирении |
18:1-6
|
9:33-37
|
9:46-50
|
|
90 |
Речь о спасении погибающих, притча о пропавшей овце |
18:7-17
|
|
|
|
91 |
Учение о прощении грехов ближнего |
18:18-22
18:23-35
|
|
|
|
Господь Иисус Христос в Галилее пред праздником Кущей |
92 |
Отказ Иисуса Христа идти на праздник в Иерусалим |
|
|
|
7:2-9
|
93 |
Путешествие Иисуса Христа в Иерусалим |
19:1
|
10:1
|
9:51
|
|
94 |
Неприязненное отношение к Иисусу Христу самарийцев |
|
|
9:52-56
|
|
95 |
Ответ Господа Иисуса Христа пожелавшим следовать за Ним |
|
|
9:57-62
|
|
96 |
Послание 70 на проповедь; укор городам не принявшим проповеди |
11:20-24
|
|
10:1-24
|
|
97 |
Призыв труждающихся и обремененных |
11:27-30
|
|
|
|
98 |
Вопрос законника о вечной жизни и о ближнем и притча о милосердном самарянине |
|
|
10:25-37
|
|
99 |
Иисус Христос в доме Марфы и Марии |
|
|
10:38-42
|
|
100 |
Учение Иисуса Христа о молитве |
|
|
11:1-13
|
|
101 |
Иисус на обеде у фарисея: обличение законников |
|
|
11:37-54
|
|
102 |
Наставления о правилах жизни Христовым последователям |
|
|
12:1-59
|
|
Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей |
103 |
Спор в народе о Христе |
|
|
|
7:10-53
|
104 |
О женщине взятой в прелюбодеянии |
|
|
|
8:1-11
|
105 |
Обличение иудеев при сокровищнице храма |
|
|
|
8:12-59
|
106 |
Исцеление слепорожденного |
|
|
|
9:1-41
|
107 |
«Пастырь добрый» |
|
|
|
10:1-21
|
108 |
Известие об избитых Пилатом галилеянах, наставление о покаянии |
|
|
13:1-5
|
|
109 |
Притча о бесплодной смоковнице |
|
|
13:6-9
|
|
110 |
Исцеление в синагоге в субботу женщины согбенной 18 лет |
|
|
13:10-17
|
|
111 |
Учение Иисуса Христа о Царствии Божием в притчах |
|
|
13:18-21
|
|
112 |
Беседа Иисуса Христа в праздник Обновления в притворе Соломоновом |
|
|
|
10:22-39
|
113 |
Удаление Господа Иисуса Христа из Иерусалима в заиорданскую страну Перею |
|
|
|
10:40-42
|
Учение Господа Иисуса Христа на обратном пути из заиорданской страны в Иерусалим |
114 |
Речь Иисуса Христа о числе спасающихся |
|
|
18:22-30
|
|
115 |
Предсказание о страданиях в Иерусалиме |
|
|
13:31-35
|
|
116 |
Иисус Христос на обеде у фарисея; исцеление больного водянкой; притча о званых на вечерю |
|
|
14:1-24
|
|
117 |
Самоотвержение последователей Христа |
|
|
14:25-35
|
|
118 |
Притчи о погибшей овце, потерянной драхме и блудном сыне |
|
|
15:1-32
|
|
119 |
О неверном домоправителе |
|
|
16:1-13
|
|
120 |
Обличение фарисеев; притча о богаче и Лазаре |
|
|
16:14-31
|
|
121 |
Наставление ученикам о исполнении долга |
|
|
17:1-10
|
|
122 |
Исцеление десяти прокаженных |
|
|
17:11-19
|
|
123 |
Ответ о втором пришествии |
|
|
17:20-37
|
|
124 |
Притча о несправедливом судье |
|
|
18:1-8
|
|
125 |
Притча о мытаре и фарисее |
|
|
18:9-14
|
|
126 |
Учение о браке |
19:1-12
|
10:1-12
|
16:18
|
|
127 |
Благословение детей |
19:13-15
|
10:13-16
|
18:15-17
|
|
128 |
Ответ богатому юноше |
19:16-26
|
10:17-27
|
18:18-27
|
|
129 |
Вопрос Петра о награде последователям Иисуса Христа |
19:27-30
|
10:28-31
|
18:28-30
|
|
130 |
Притча о нанятых в виноградник работниках |
20:1-16
|
|
|
|
131 |
Воскрешение Лазаря |
|
|
|
11:1-46
|
132 |
Заговор начальников иудейских против Иисуса Христа |
|
|
|
11:47-57
|
133 |
Предсказание Иисуса Христа о крестных страданиях на пути к Иерусалиму |
20:17-19
|
10:32-34
|
18:31-34
|
|
134 |
Просьба сынов Зеведеевых о месте в Царствии Иисуса Христа |
20:20-28
|
10:35-45
|
|
|
135 |
Иисус Христос в Иерихоне; исцеление слепцов |
20:29-34
|
10:46-52
|
18:35-43
|
|
136 |
Обращение Закхея |
|
|
19:1-10
|
|
137 |
Притча об ушедшем на войну и об умноживших таланты |
25:13-30
|
|
19:11-28
|
|
138 |
Иисус Христос в Вифании |
26:6-13
|
14:3-9
|
|
11:55-12:11
|
139 |
Вход Господень в Иерусалим; исцеление больных в Иерусалиме |
21:1-11,; 14-17 |
11:1-11
|
19:29-44
|
12:12-19
|
Великий понедельник |
140 |
Бесплодная смоковница |
21:18-22
|
11:12-14,
20-26
|
|
|
141 |
Изгнание торгующих из храма |
21:12-13
|
11:15-19
|
19:45,46
|
|
Великий вторник |
142 |
Обличение начальников иудейских и поучения Господа в храме |
21:23-23:39
|
11:27-12:40
|
19:47-20:47
|
|
143 |
О жертве бедной вдовицы |
|
12:41-44
|
21:1-4
|
|
144 |
Речь Иисуса Христа пред эллинами и иудеями |
|
|
|
12:20-50
|
145 |
Пророчества и притчи Иисуса Христа о Иерусалиме и о втором пришествии |
24:1-25:46
|
13:1-37
|
21:5-38
|
|
Великая среда |
146 |
Иисус Христос в Вифании |
26:1-2,; 6-13 |
14:3-9
|
|
|
147 |
Заговор иудеев, предательство Иуды |
26:3-5,; 14-16 |
14:1-2,
10-11
|
22:1-6
|
|
Великий четверг |
148 |
Пасхальная вечеря |
26:17-35
|
14:12-31
|
22:7-38
|
13:1-17, 26
|
149 |
Моление о чаше |
26:36-46
|
14:32-42
|
22:39-46
|
18:1
|
Великая пятница |
150 |
Взятие Иисуса Христа под стражу |
26:47-56
|
14:43-52
|
22:47-53
|
18:2-12
|
151 |
Допрос Иисуса Христа у Анны |
|
|
|
18:13,; 19-24 |
152 |
Суд Синедриона над Иисусом Христом у Каиафы |
26:57-68
|
14:53-65
|
22:54,; 63-65 |
18:14
|
153 |
Отречение Петра |
26:58,; 69-75 |
14:54,; 66-72 |
22:54-62
|
18:15-18,; 25-27 |
154 |
Приговор Синедриона |
27:1
|
15:1
|
22:66-71
|
|
155 |
Конец Иуды |
27:3-10
|
|
|
|
156 |
Иисус Христос у Пилата |
27:2-31
|
15:1-20
|
23:1-25
|
18:28- 19:16
|
157 |
Крестный путь и Голгофа |
27:31-56
|
15:20-41
|
23:26-49
|
19:16-37
|
158 |
Погребение Иисуса Христа |
27:57-66
|
15:42-47
|
23:50-56
|
19:38-42
|
ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА |
Утро Воскресения |
159 |
Поздно в субботу Мария Магдалина с другой Марией идут смотреть гроб |
28:1
|
|
|
|
160 |
Мария Магдалина и другие женщины покупают ароматы чтобы утром помазать Иисуса |
|
16:1
|
|
|
161 |
Землетрясение, ангел отваливает камень от пещеры |
28:2-4
|
|
|
|
162 |
Мария Магдалина спешит ко гробу. Увидев, что он пуст, она возвращается к Петру и Иоанну |
|
|
|
20:1-3
|
163 |
Приход ко гробу до восхода солнца группы галилейских жен-мироносиц; явление им ангелов |
|
|
24:1-9
|
|
164 |
Петр и Иоанн с Марией Магдалиной прибегают к пустому гробу |
|
|
|
20:4-10
|
165 |
Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине |
|
|
|
20:11-18
|
166 |
Приход на гроб при восходе солнца другой группы жен-мироносиц; явление им ангела |
28:5-8
|
16:1-8
|
|
|
167 |
Уход мироносиц от гроба; явление им Воскресшего Христа |
28:9-10
|
|
|
|
168 |
Извещение учеников о Воскресении Господа группой галилейских жен-мироносиц |
|
16:8
|
24:9-12
|
|
169 |
Извещение учеников о Воскресении Господа Марией Магдалиной |
|
16:9-11
|
|
|
170 |
Явление Иисуса Христа Эммаусским путникам |
|
16:12-13
|
24:13-35
|
|
171 |
Явление Иисуса Христа в первый день недели ученикам без Фомы |
|
16:14
|
24:36-49
|
20:19-25
|
172 |
Явление Иисуса Христа по прошествии восьми дней |
|
|
|
20:26-29
|
173 |
Явление Иисуса Христа при море Тивериадском |
|
|
|
21:1-25
|
174 |
Явление Иисуса Христа на горе |
28:16-20
|
16:15-18
|
|
|
175 |
Вознесение Господа |
|
16:19-20
|
24:50-53
|
|
О книгах канонических и неканонических
Христианская Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета, Книги Ветхого Завета писались на протяжении более тысячи лет до Рождества Христова на древнееврейском языке, книги Нового Завета написаны на греческом языке в I в. по Р. Х.
В Ветхом Завете есть книги канонические и неканонические. Основное различие между ними в том, что книги канонические более древние, написаны в XV-V вв. до Р. Х., а книги неканонические, т. е. не вошедшие в канон, в собрание священных книг, написаны позже, в IV-I вв. до Р. Х. Ветхозаветный канон создавался постепенно. Первым собирателем священных книг воедино считают Ездру (V в. до Р. Х.). В III в. до Р. Х. — I в. по Р. Х. ветхозаветный канон приобрел тот вид, который существует в современной еврейской, так называемой масоретской, Библии (она содержит лишь Ветхий Завет; масореты, хранители предания, закончили работу над ней в VIII в. по Р. Х.). В ней 39 книг, которые разделены на три отдела: закон, пророки и писания (этими словами в древности называли Ветхий Завет,- см.
Мф 7:12;
Лк 24:44). Закон (по-еврейски тора) содержит Пятикнижие Моисея: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Пророки (небиим) делятся на первых или старших, которым принадлежат книги Иисуса Навина, Судей, две книги Самуила (в нашей Библии это 1 и 2 Царств) и две книги Царей (наши 3 к 4 Царств; в христианской Церкви книги старших пророков, а также Руфь, Есфирь, Ездры, Неемии и Паралипоменон принято считать историческими книгами), и на последних или младших, которые в свою очередь подразделяются на великих пророков и малых. Книги трёх великих пророков: Исайя, Иеремия, Иезекииль; двенадцати малых: Осия. Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Писания (кетубим) составляют: Псалмы, Притчи, Иов, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклезиаст, Есфирь, Даниил. Ездра, Неемия и Летописи ( = 1 и 2 Паралипоменон).
После возвращения евреев из плена вавилонского, т. е. после V в. до Р. Х., было составлено и написано еще несколько книг на еврейском и греческом языках. В канон еврейских священных книг их уже не включили, но они вошли, как полезные и назидательные, в Септуагинту, т. е. греческий перевод Библии.
Этот перевод был сделан в III-II вв. до Р. Х. для александрийских евреев-эллинистов и иудеев рассеяния, т. е. живущих вне Палестины, которые уже забывали родной язык и говорили по-гречески (
см. предисловие к Книге Иисуса сына Сирахова). Древнее предание говорит о 70-ти (или 72-х) толковниках, т. е. переводчиках, которые перевели священные книги с еврейского языка на греческий, поэтому и перевод этот называется «переводом семидесяти» или по-гречески «Септуагинта». Он в некоторых деталях отличается от масоретского текста, так как масореты и переводчики на греческий пользовались разными списками (рукописями) древнего текста.
Библейские книги на латинском языке были известны уже в конце II века по Р. Х. Блаж. Иероним перевел их заново в конце IV — начале V в., и этот перевод, известный под названием «Вульгата», получил широкое распространение в Католической Церкви.
Перевод священных книг на славянский язык начат был святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием в IX в.. Современная славянская Библия представляет собой перепечатку Елизаветинского издания 1751-1756 гг., в котором текст Ветхого Завета был выверен по греческой Библии.
На русский язык Библия переведена в середине XIX века. Канонические книги переводились с еврейского масоретского текста с дополнениями и вариантами из Септуагинты, а неканонические — с греческого, за исключением Третьей книги Ездры, переведенной с латинского, так как этой книги нет ни в еврейской, ни в греческой Библии. Русская православная Библия, как и славянская, содержит все 39 канонических и 11 неканонических книг Ветхого Завета.
Что касается деления книг на главы, то оно было введено уже в XIII веке двумя западными исследователями Библии — кардиналом Стефаном Лангтоном и доминиканцем Гуго де Сен-Шира.
Деление глав на стихи ввел в середине XVI века парижский типограф Робертус Стефанус. (Новая толковая Библия, 1990, Ленинград)
О нумерации псалмов и названиях книг
Нумерация некоторых псалмов в западных изданиях Библии, в том числе в изданиях Библейских обществ, отличается от нумерации в русской Библии, что надо помнить при пользовании иностранной литературой. Эта разница объясняется тем, что славянская и русская Библии в нумерации псалмов следуют греческой Библии — так называемой Септуагинте (LXX), т. е. переводу семидесяти толковников, сделанному с еврейского языка на греческий в III-II веке до Рождества Христова. Западные же издания придерживаются той нумерации псалмов, которая существует в еврейской, так называемой масоретской (М) Библии. Соотношение нумераций дано в таблице, где левая колонка (LXX) показывает нумерацию псалмов в греческой, славянской и русской Библиях, а правая (М)-в еврейской Библии и в переводах с нее.
LXX |
|
M |
1 |
— |
1 |
2 |
— |
2 |
3 |
— |
3 |
4 |
— |
4 |
5 |
— |
5 |
6 |
— |
6 |
7 |
— |
7 |
8 |
— |
8 |
91-21 |
— |
91-21 |
922-39 |
— |
101-18 |
10 |
— |
11 |
11 |
— |
12 |
12 |
— |
13 |
. . . . . |
— |
. . . . . |
111 |
— |
112 |
112 |
— |
113 |
1131-8 |
— |
1141-8 |
1139-26 |
— |
1151-18 |
1141-9 |
— |
1161-9 |
1151-10 |
— |
11610-19 |
116 |
— |
117 |
117 |
— |
118 |
118 |
— |
119 |
. . . . . |
— |
. . . . . |
142 |
— |
143 |
143 |
— |
144 |
145 |
— |
146 |
1461-11 |
— |
1471-11 |
147 1-9 |
— |
14712-20 |
148 |
— |
148 |
149 |
— |
149 |
150 |
— |
150 |
151 |
— |
— |
Книги Царств в масоретской Библии (М) и в переводах с нее названы иначе, чем в Септуагинте (LXX), Вульгате (латинской Библии), славянской и русской Библии:
LXX |
|
M |
1 Царств |
— |
1 Самуила |
2 Царств |
— |
2 Самуила |
3 Царств |
— |
1 Царей |
4 Царств |
— |
2 Царей |
В некоторых изданиях Библии Книгу Неемии называют Второй книгой Ездры, Вторую Ездры — Третьей Ездры, а Третью Ездры — Четвертой книгой Ездры.
Библейский календарь
свящ |
гражд |
Названия месяцев ДРЕВНИЕ и АССИРО-ВАВИЛОНСКИЕ, и особые дни |
дней |
соврем |
I |
7 |
АВИВ, НИСАН: 14 — Пасха (Исх. гл. 12; Лев 23:5; Числ 28:16);16 — Принесение первого снопа жатвы ячменя (Лев 23:10-14). |
30 |
март, апрель |
II |
8 |
ЗИФ, ИЯР: 14- Вторая пасха — для тех, кто не мог совершить первую (Числ 9:10-12). |
29 |
апрель, май |
III |
9 |
СИВАН: 6 — Пятидесятница (Лев 23:16) или праздник седмиц (Втор 16:9-10). Принесение начатков жатвы пшеницы (Лев 23:15-21) и начатков всех плодов земли (Числ 28:26; Втор 26:2,10). |
30 |
май, июнь |
IV |
10 |
ФАММУЗ: 17 — Пост. Взятие Иерусалима (Зах 8:19). |
29 |
июнь, июль |
V |
11 |
АВ: 9 — Пост. Разрушение храма иерусалимского (Зах 8:19). |
30 |
июль, август |
VI |
12 |
ЭЛУЛ |
29 |
август, сентябрь |
VII |
1 |
АФАНИМ, ТИШРИ: 1 — Праздник труб (Числ 29:1). Новый год. 10 — День очищения (Лев 16:29; 25:9). 15-22 — Праздник кущей (Лев 23:34-36; Числ 29:12-35). |
30 |
сентябрь, октябрь |
VIII |
2 |
ВУЛ, МАРХЕШВАН |
29 |
октябрь, ноябрь |
IX |
3 |
КИСЛЕВ: 25 — Праздник обновления (1Мак 4:52-59; Ин 10:22). |
30 |
ноябрь, декабрь |
X |
4 |
ТЕБЕФ |
29 |
декабрь, январь |
XI |
5 |
ШЕВАТ |
30 |
январь, февраль |
XII |
6 |
АДАР: 11 — Пост Есфири (Есф 4:16). 14-15 — Праздник Пурим (Есф 9:17-32). |
29 |
февраль, март |
В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса (
Исх 13:4; 12:2). Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя (
Лев 23:10-14). Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху (
Исх. гл. 12). Другие месяцы названий не имели, о них говорили: второй месяц, десятый месяц и т. д. Лишь в рассказе о постройке храма Соломона при участии финикийцев три месяца названы особо: зиф (месяц цветения)-
3Цар 6:1, афаним (месяц бурных ветров) -
3Цар 8:2, и бул (месяц произрастания) -
3Цар 6:38; это финикийские названия. После плена вавилонского появились ассиро-вавилонские названия месяцев: нисан (
Неем 2:1), ияр, сиван (
Есф 8:9), фаммуз или таммуз, ав, элул (
Неем 6:15), тишри, мархешван, кислев или хаслев (
Неем 1:1;
Зах 7:1), тебеф (
Есф 2:16), шеват (
Зах 1:7) и адар (
Есф 3:7). Те из них, которые не встречаются в Библии, известны по сочинениям Иосифа Флавия (I век по Р. Х.) и другим древним источникам.
Гражданский год начинался и кончался осенью (ср.
Исх 23:16; 34:22), после уборки урожая (в месяце тишри). В Библии встречается счет месяцев и по священному и по гражданскому году.
Начало месяца определялось по появлению видимого серпа новой луны; этот день, новомесячие, был праздничным (
Числ 10:10; 28:11,). От одного новолуния до другого проходит 29 ? суток, поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно. 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между луннным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлялся 13-й месяц и получался год продолжительностью в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.
В прилагаемой таблице указаны названия месяцев в священном и гражданском году (т. е. первый месяц, второй и т. д.), а также древние (ханаанские и финикийские) и послепленные (ассиро-вавилонские) названия в том виде, в каком они приведены в русской Библии. Обозначено количество дней в месяце, перечислены библейские праздники и посты и показано приблизительное соответствие библейских месяцев современным.
Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели, если не считать существовавшего в эллинистическую эпоху греческого названия дня перед субботой — параскеви, что значит «приготовление» (к дню покоя — субботе). Неделя завершалась субботой, поэтому «день первый» (после субботы, см.
Мф 28:1) соответствует нашему воскресенью, «день второй» — понедельнику и т. д.
День (в смысле суток) начинался с захода солнца, т. е. с позднего вечера. В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи (
Суд 7:19), а день — на утро, полдень и вечер (см.
Пс 54:18). Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на четыре стражи (
Лк 12:38; Мф 14:25) и вошло в употребление понятие «час»-двенадцатая часть дня или ночи (
Мф 20:1-8; Деян 23:23).
Денежные единицы в Новом Завете
В новозаветное время в Палестине в основном имели хождение монеты греческие и римские. В книгах Нового Завета упоминается десять видов монет: одна монета иудейской чеканки, пять — греческой и четыре — римской.
Ходячей иудейской монетой был сребренник, остаток маккавейской чеканки. Он равнялся сиклю и считался национальной монетой, употреблявшейся предпочтительно пред всеми другими при храме. За тридцать таких сребренников Иуда предал Христа (
Мф 26:15;
27:3-6,9). По тогдашним ценам это была достаточная сумма, чтобы купить небольшой участок земли даже в окрестностях Иерусалима.
Греческие монеты. Основная денежная единица драхма (
Лк 15:8,9) — серебряная монета, равная римскому динарию. Драхма составляла 6000-ю часть аттического таланта, 100-ю часть мины и разделялась на 6 оволов (оболов). В зависимости от места чеканки драхма имела разный вес: аттическая драхма — 4,37 г серебра (т. е. в два раза меньше нашего серебряного полтинника чеканки 1922 и 1924 года), эгинская — 6,3 г. В разное время вес монеты и ее цена тоже колебались, поэтому вообще сравнивать покупную способность древних денег с современными можно только приблизительно. Серебряная монета достоинством в две драхмы называлась дидрахма (
Мф 17:24); внешне дидрахма могла походить на серебряный полтинник. Дидрахма приравнивалась к полусиклю, так что принималась вместо последнего в уплату храмовой подати. Четыре драхмы составляли статир (
Мф 17:27) — серебряную монету, называвшуюся также тетрадрахмой (он мог быть вроде серебряного рубля чеканки 1924 года). Статир приравнивался к полному священному сиклю или сребреннику. Такой статир был найден ап. Петром в пойманной им рыбе и отдан в уплату храмовой подати за Иисуса Христа и за себя. Сто драхм или 25 статиров составляли мину (
Лк 19:13). Высшей денежной единицей был талант, золотой или серебряный (
Мф 18:24;
25:15;
Откр 16:21). Золотой талант был равен десяти серебряным. Аттический талант равнялся 60 минам или 6000 драхм, а коринфский талант- 100 минам. Последний более подходит к ценности собственно еврейского (ветхозаветного) серебряного таланта, но к I веку по Р. Х. вес и стоимость таланта понизились.
Римские монеты. Динарий (denarius)- серебряная монета, часто упоминаемая в евангелиях (
Мф 18:28;
20:2;
Мк 6:37;
12:15;
Лк 7:41;
22:24,;
Ин 6:7;
12:5, также
Откр 6:6). По весу и ценности динарий приравнивался к греческой драхме или 1/4 сикля, но во время земной жизни Спасителя он имел меньшую ценность. На лицевой стороне монеты изображался царствующий император (
Мф 22:19-21). Динарий составлял ежедневную плату римскому воину, как драхма — ежедневную плату афинским воинам. Он же составлял обычную поденную плату рабочим (
Мф 20:2). Динарию же равнялась поголовная подать, которую иудеи обязаны были платить римлянам (
Мф 22:19). Динарий разделялся на десять, а позднее — на шестнадцать ассариев или асов (
Мф 10:29;
Лк 12:6). Это была медная монета. Четвертую часть ассария составлял кодрант (quadrans) (
Мф 5:26;
Мк 12:42). На этих монетах тоже изображался император. Половину кодранта составляла минута (minutum) или лепта — в русском переводе «полушка» (
Лк 12:59;
Мк 12:42) — самая мелкая медная монета. Две такие монеты и положила в сокровищницу храма бедная вдовица (
Мк 12:41-44).
Древне-еврейские меры длины, веса, объема
Единицы длины:
Тефах — примерно 9,336см;
сит — 18,672см;
зерет — 28 см;
ама (локоть) — 56,02 см;
канэ — 3,36 м;
хевель — 28,10 м;
рис, или эстада — 149,38 м;
миль — 1,12км;
парса — 4,48км;
дерех иом (дневной переход) — 44,81 км.
Единицы площади:
Бейт рова — 32,6 м2;
бейт кав — 130,7 м2;
бейт сеа — 784,3 м2;
бейт сеатаим — 1568,6 м2;
бейт летех — 11629,6 м2;
бейт кур — 23529,2 м2.
Единицы веса:
гера (маа) — 0,5975 г
зуз — 3,585 г;
шекель — 7,17 г;
шекель га-пкудим — 1,195 г;
шекель га-кодеш (села) — 14,34 г;
тертимер — 179 г.;
манэ итальки (итальянская мера) — 358,5 г;
манэ кодеш — 573,6 г;
кикар — 21,510кг.
Единицы объема и емкости:
Бейца (яйцо) — 91,6 см3;
рвиит (четверть) — 137,3 см3;
тейман — 274,7 см3;
лог — 549,4 см3 ;
кав — 2197,6 см3;
омер — 3955,3 см3;
гин — 6592,8 см3;
таркав — 6592,8 см3;
сеа —13184,4 см3;
эфа — 39553,3 см3;
летех — 197766,6см3;
кур — 395533,2 см3.
Согласно Мишне, 2000 локтей составляют границы Субботы, то есть максимальное расстояние, на которое можно удаляться в Субботу от своего поселения, не нарушая святости Субботы.
МЕРЫ ДЛИНЫ, ПЛОЩАДИ, ОБЪЕМА И ВЕСА,
упоминаемые в русском тесте Библии.
Приводятся наиболее вероятные и округленные их величины.
Меры длины:
перст 2 см,
ладонь 8 см,
пядь 25 см,
локоть 50 см,
локоть с ладонью: 52,5 см (Иез 40,5; ср. 2Пар 3,3)
1 локоть = 2 пяди = 6 ладоней = 24 пальца;
* Употребление двенадцатиричной системы счисления указывает на родство др.-евр. системы мер с шумеро-аккад.
сажень 2 м,
трость 3 м,
стадия 200 м,
субботний путь 1-1,5 км; 2000 локтей (мера установлена на основании расстояния, отделявшего ковчег завета от стана израильтян в пустыне /Ис Нав 3,4/, а также на основании протяженности полей, примыкавших к левитским городам /Чис 35,5/),
поприще (в Мф 5,41) 1,478 км,
дневной путь 20-40 км
Возможно также, что упоминаемые в Библии такие меры как «шаг», «вержение камня» (т. е. расстояние, к-рое пролетает брошенный камень), «выстрел из лука» (расстояние, преодолеваемое пущенной из лука стрелой); «день пути», «некоторое расстояние», «не доходя несколько», «небольшое пространство земли» (евр. киврат-эрец, «мера земли», соотв. Быт 35,16; 48,7; 4Цар 5,19) обозначают вполне определенное, но неизвестное нам расстояния.
Меры площади:
поле, участок — земельный участок, площадь которого можно было обработать с помощью пары волов в течение дня.
Меры объема:
1) сыпучих тел:
хомер (соответствует месопотамскому имер — «ослиный вьюк») 220 л
кор 220 л
бат, лефа 22 л
Ефа по Иосифу Флавию, соответствовала примерно 36 л, по данным археологии ок. 22 л,
сата 8 л,
каб 1,3 л,
хомер = кор = 10 еф (бат) = 30 сат = 180 каб
горсть = 0,25 каба, ок. 0,5 л
гомор = 0,1 ефы, ок. 2,2 л
сосуд (в Мф 5,15; Мк 4,1; Лк 11,33) — модиус (хлебная мера, равная прим. 8,75 л) мера в рус. тексте м.б. переводом слова ефа (Ам 8,5; Мих 6:10), а также сат (1Цар 25:18; 4Цар 7,1).
хиникс- 1,1 л;
2) меры жидкостей:
лог 0,3 л
фунт 0,5 л
каб 1,3 л
гин 4 л
бат, ефа 24 л
кор, хомер 240 л
бат = 0,1 хомера, ок. 22 л
ефа = бат, ок. 22 л.
гин = 1/6 бата, ок. 3,66 л.
лог = 1/12 гина
1 хомер = 10 батам = 60 гинам = 720 логам;
мера в Ин 2,6 — греч. метретес (букв. «измеряющий»).
В Древней Греции большие сосуды определ. формы служили эталонами при измерении жидкостей. Такой измерит. сосуд вмещал ок. 39,5 л. Если упомянутые в Ин 2,6 каменные водоносы содержали в среднем по 2 меры, соотв. упомянутым выше, т. е. порядка 80 л, то вместимость всех водоносов была около 480 л.
Меры веса:
талант (евр. кикар, «круг», «круглый кусок металла») = 3000 сиклей,
1 талант: 33,510 кг — 36,600 кг;
мина (евр. мане, мана, «часть», «доля») = 50 сиклей, 558,5 г — 610 г;
сикль (евр. шекель, «вес»); в разное время вес сикля = 11,17 — 12,2 г
полсикля (евр. бека «отрубленная») = 1/2 сикля, 5,59 г — 6,1 г;
гера (евр. «зерно») = 1/20 сикля, 0,92 г — 1,01 г.;
литра (греч.) = фунт (римский) = 327,45 (или 314) г.
===
Римская миля – 1,48 км.
Олокоттин был равен половине номисы (солида), золотой монеты в 4,55 гр.
Стиохе, мера площади (поля), около 0,2 га
Либр — Греческое название римского фунта (libra = 327,45 г.)
Масьюна (от лат. mancsio — привал, ночлег) — сирийская мера пути. Если допустить, что она эквивалентна упомянутому в Книге Чисел (11:31) «дневному пути», равному 44,5 км. (ЕЭ, XI, 428), то указанное в апокрифе расстояние от Кесарии Палестинской до Карфагена будет весьма близким к реальности.