Часть 1. Лекции протоиерея Артемия Владимирова по курсу «Искусство речи», прочитанные в Свято-Тихоновском Гуманитарном университете

Ред. Golden-Ship.ru 2012

Часть 1. Лекции протоиерея Артемия Владимирова по курсу «Искусство речи», прочитанные в Свято-Тихоновском Гуманитарном университете

ЛЕКЦИЯ 1. О ДУХОВНОЙ ПРИРОДЕ СЛОВА

ЛЕКЦИЯ 2. Афористичность языка Священного Писания

ЛЕКЦИЯ 3.  Богомыслие как основа и предпосылка проповеди

Приложение к лекции 3.  От богомыслия к молитве: догматика и нравственность

ЛЕКЦИЯ 4.  О слове древних ораторов и о слове Господа нашего Иисуса Христа

1. Слово древних ораторов

1. 1. Docere

1. 2. Delectare

1. 3. Movere

2. Свидетельства о слове Господа нашего Иисуса Христа

2. 1. Слово о спасении души

2. 2 Слово со властию

2.3. Слово, которое слушают с услаждением

Лекция 5.  Три смысла Священного Писания. Три образа понимания его

ЛЕКЦИЯ 6.  Значение художественного образа в проповедническом искусстве и образность языка Священного Писания

1. Сравнение

2. Образ как путь к постижению сути

3. Два образа митрополита Филарета

4. Жанр проповеди-рассказа

5. Евангельские образы и притчи о Царствии Небесном

6. Домашнее задание по притчам о Царствии Небесном

ЛЕКЦИЯ 7.  О ТОМ, КАК РОЖДАЕТСЯ В ДУШЕ НАШЕЙ СЛОВО

ЛЕКЦИЯ 8.  ВНЕШНИЙ ОБЛИК ПРОПОВЕДНИКА, ВЗГЛЯД, ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ

ЛЕКЦИЯ 9.  ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ АУДИТОРИЯМИ СЛУШАТЕЛЕЙ. ОПЫТ ПАСТЫРСКОГО И МИССИОНЕРСКОГО СЛУЖЕНИЯ

1. Слово, обращенное к супругам

2.      Как отвечать скорбящей матери, потерявшей ребенка

3.      Слово, обращенное к пожилым людям

4.      Беседа с воинским сословием

5.      Беседа со скептиками, агностиками,  неверующими и нецерковными людьми

6.      Общение со страждущими

7.      Беседа с людьми, находящимися в состоянии аффекта

8.      Общение с душевнобольными людьми

9.      Общение с заключенными

10. Обобщение правил общения в разных аудиториях

10.1. В общении с детьми

10.2. Подростковая аудитория

10.3. Юношеская аудитория

10.4. Аудитория пожилых людей

ЛЕКЦИЯ 10.  Внимание к технике речи как проявление любви к слушателю. артикуляция

ЛЕКЦИЯ 11. ОБ ОШИБКАХ РЕЧИ И О ЧИСТОТЕ, ВЫСОТЕ И ПРОСТОТЕ СЛОВА

ЛЕКЦИЯ 12.  О ГРЕХАХ ЯЗЫКА

Приложение I к лекции 12 Размышления на слова:  Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших...(Еф. 4, 29)

Приложение II  к лекции 12 Семицветная радуга человеческого слова (Беседа со студентами в г. Старый Оскол)

ЛЕКЦИЯ 13.  Техника речи: ИНТОНАЦИЯ И СИЛА ЗВУЧАНИЯ

ЛЕКЦИЯ 14. БОГАТСТВО ИНТОНАЦИИ РУССКОЙ СКАЗКИ, БЫЛИ, ПОВЕСТИ И ПОЭЗИИ

ЛЕКЦИЯ 15.  Техника речи: ТЕМП, ПАУЗА, АКЦЕНТУАЦИЯ

Отступление об общих местах, фразах-клише

ЛЕКЦИЯ 16. Построение устного выступления (определение вектора рассуждения, выбор слов и выразительных средств)

Приложение  к лекции 16  Молитва Преподобного Сергия

Часть 2. Дополнения к курсу лекций «Искусство речи». Лекции, семинары Крюковой Л.И.

ЛЕКЦИЯ 1.

Эпистолярный жанр: Сходство устной проповеди и письма  (Л.И. Крюкова)

1. Тропари о проповеди и письме

2. Письмо о письмах

3. Письмо и проповедь: схематическое обобщение

Приложение № 1 к лекциям 4 (Ч.1), 1 (Ч. 2) Таблица-схема: триединая задача,  стоящая перед оратором, проповедником, автором посланий

ЛЕКЦИЯ 2.  Об особенностях эпистолярного жанра (Л. И. Крюкова)

1.      Принципы составления писем,  выработанные византийской эпистолографией

2. История одной переписки

Приложение № 2 к лекции 2 (Ч.2) За гранью переписки

Приложение № 3 к лекции 16 (Ч.1) Обсуждение слова на заданную тему, составленное одним из студентов. Разбор использования некоторых фигур речи (Крюкова Л.И.)

Молитва Преподобного Сергия

Разбор студенческого сочинения

Работы студентов

Приложение № 4 к лекции 2 (ч.1). Пример выполненного домашнего задания. Размышление на тему: Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен (Притч. 18, 11).

Приложение № 5 к лекции 6 (ч.1) СОЧИНЕНИЯ СТУДЕНТОВ

1. Царство Небесное подобно необыкновенной жемчужине.

2. О сокровище

3. Слово о смерти

Приложение № 6 к лекциям 10-15 (Ч. 1)  Пример студенческого сочинения на тему: Размышления о технике речи

 

     © Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

 

 

От составителей

 

Из всех живых существ, созданных Творцом, даром слова Бог почтил только человека, выделив его тем самым из всего тварного мира и  предоставив ему саму возможность приблизиться  к своему Создателю.

Как многое определяет речь в человеке: его ум, воспитанность, культуру, отношение к другим людям, степень его духовности – светлой или темной. Речь помогает человеку выполнить главную его миссию на земле – любовь к Богу и ближнему, и тем самым влияет на всю его судьбу… Речь определяет и степень осознания ответственности человека за свою земную жизнь перед лицом вечности. Как сказал поэт,

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

 

Речь человека может вдохновлять другого на подвиги – ради любви к Родине, матери, женщине, ребенку, другу. Она может дать крылья, подарить радость, согреть страдающее сердце, а может и отнять последние силы, подтолкнуть к непоправимому шагу. Ответственность человека за словесный дар настолько велика, что даже, как предостерегает Господь, за каждое праздное речение человек ответит перед Всевышним Судией, не говоря уже о бранном, гневливом, жестоком слове. Но многократно усиливается ответственность человека за свое слово, если он в силу выбранной им профессии работает с людьми. Вот почему курс лекций по «Искусству речи», написанный по итогам бесед со студентами Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета его преподавателем, возглавляющим кафедру гомилетики, прот.Артемием Владимировым, обращен не только к студентам этого университета – будущим катехизаторам, миссионерам,  но и к педагогам, врачам, да и просто к каждому доброму человеку.. Книга Артемия Владимирова, являющегося примером высокого ораторского и проповеднического искусства,  рассказывает о высокой миссии слова, потому что оно духовно по сути (ведь оно дано Богом и исходит от Него) и по своему предназначению. Однако автор убеждает своего читателя в том, что слово может быть высоким только в том случае, если оно исходит из уст человека, старающегося приблизиться к Богу, стремящегося изучать Священное Писание и входить в состояние богомыслия; человека, для которого жизнь немыслима без молитвы, без сердечного освоения догматики и восхождения по  лестнице христианской нравственности. Книга помогает внимательному читателю глубоко и вдумчиво воспринять Слово Господа нашего Иисуса Христа, так как автор обращает внимание читателя на постижение  смыслов Священного Писания (буквального, священно-исторического и самый главного – духовного (или как его еще называют, нравственного, аллегорического). Но мало знать слово Господа. Чтобы оно зазвучало в душе, надо ее очистить, наполнить миром и любовью, самому подняться на духовную высоту - и только после этого нести Божие слово людям.

Большой знаток человеческих душ, тонкий и чуткий душевед, автор книги с особой глубиной пишет об особенностях общения проповедника с различными аудиториями. В поле его внимания и мать, потерявшая ребенка, и пожилые люди, и люди с искалеченной судьбой – заключенные, душевнобольные; и дети, лишь вступающие во взрослую жизнь. Изучая эти лекции, читатель не только осознает, как важно глубоко почувствовать аудиторию, к которой он выйдет через несколько минут, но, что особенно важно, обрести в своем сердце то чувство любви к людям, которое (через слово) поможет ему подобрать нужные именно в этой аудитории слова и интонации, согреть, «растеплить» человеческие сердца и помочь им (людям) раскрыть души к восприятию Божией благодати.

Талантливый мастер слова, отец Артемий уделяет в своей работе большое внимание технике речи, подробно останавливается на тех трудностях, с которыми сталкивается проповедник (тем более недостаточно опытный)  в  первые минуты своего знакомства с новой аудиторией.  Как найти нужные интонации, какие жесты допустимы, а какие нет, как выбрать темп речи, какие привлечь художественные образы и  какой выбрать стиль   речи, чтобы сердца слушателей откликнулись на твое слово, забились в унисон с твоим собственным сердцем…

Книга состоит из 2 частей. Первая, большая,  часть посвящена работам протоиерея  Артемия, а вторая часть написана бывшим помощником автора, ассистентом, Крюковой Л.И. (безвременно ушедшей из жизни). Интересны работы студентов, выполненные под руководством о.Артемия и также представленные во 2 части.

Книга написана красивым литературным языком, в ней много тепла и даже мягкого юмора, она очень практична и вместе с тем учит нас творческому отношению  к избранному делу. Предоставляя данную работу на суд читателей, коллектив авторов-составителей надеется, что в ней читатель найдет для себя много интересного и полезного, что чтение этой работы доставит ему истинное духовное наслаждение.