^ 1. Мнение Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ по вопросам современного проповедничества.
• Как создается ПРОПОВЕДЬ?
Ответ: Молитвою и углублением в Слово Божие, которое должно быть ежедневною пищею каждого пастыря. Таким путем оно, Слово Божие, сделается источником, из которого пастырь будет почерпать обильные темы для проповеди и самое объяснение истин христианских, раскрываемых в нем.
• Какова характерная особенность ПРОПОВЕДИ?
Этот вопрос правильно поставить так: «Какою характерною особенностью должна отличаться современная проповедь?»
Ответ: Характерная особенность современной проповеди должна выражаться в ясном и определенном выяснении той истины, что православная вера – единственно истинная вера, причем какая-либо уступка в сторону инославия не должна иметь места в православной проповеди.
Я вспоминаю проповеднические выступления в свое время шумевших проповедников, и в частности протоиерея Петрова в Ленинграде, высказывавших мысли и воззрения явно неправославные и старавшихся как бы примирить инославные с православием, ставя притом последнее едва ли не ниже первого. Такое направление проповеди модно назвать изменой апостольскому вероисповеданию.
3. Чьи проповеди могут считаться теперь образцами для проповедников?
Ответ: Образцами для проповедников во все времена, а значит, и теперь, могут служить проповеди наших известных проповедников ЕПИСКОПОВ и ИЕРЕЕВ, изданные в свое время и до сего времени имеющиеся в особых сборниках. Их много, и, можно сказать, что они являются хорошими пособиями для современных проповедников. Надо заметить, что каждый из нас, священнослужителей, по своему складу мышления и направления имеет тяготение к определенному типу проповеди: одним по духу проповедь глубокого богословского характера, и потому им нравятся проповеди таких богословов, как митрополит Филарет Московский, непревзойденный по глубине раскрытия богословских истин проповедник, других более увлекает аскетическое направление проповеди, и они приемлют к сердцу дух проповедей епископа Феофана Затворника и епископа Игнатия Брянчанинова; наконец, есть среди нас лица, которым по духу поэзия проповедей архиепископа Херсонского Иннокентия и отчасти -подробное красноречивое раскрытие истин христианских архиепископов Одесских Никанора и Димитрия и т.д.
Однако для всякого православного пастыря – проповедника, прежде всего, полезно, и необходимо изучать не поверхностно, как это имело место в наших духовных школах прежнего времени, к сожалению, и в настоящее время, а более углубленно, путем систематического изучения проповеднических – не отрывков, а полных трудов Святых отцов церкви, это труд не легкий, так как материал этот очень обширен, и приходится в нем находить так называемые перлы творений духовных не сразу, а при внимательном и не поверхностном чтении.
Когда священнослужитель впитает в себя истинный дух христианской проповеди путем изучения творения богодухновенных отцов и учителем Церкви, а за ними и наших отечественных архипастырей и пастырей, тогда у него у самого выработается «глагол, благовествующий силою многою», и он не поддастся искушению, увлекающему многих пастырей черпать для своих проповедей мысли и даже выдержки у мирских художников слова, и брать примеры из светских литературных произведений.
• Можно ли в проповедях ссылаться на светских классиков, писателей, и цитировать их в Церкви?
Ответ: Никак нельзя. Это будет свидетельствовать лишь о том, что проповедник не знаком с творениями святых отцов, в которых можно почерпнуть гораздо больше, чем в писаниях светских писателей, на любую духовную тему.
• Когда лучше проповедовать?
Ответ: Проповедовать лучше всего должно к концу Литургии, когда и по церковному обычаю полагается чтение 33 псалма во время раздачи антидора.
Менее всего полезно произносить поучение непосредственно после прочтения Евангелия. Само евангелие глубоко вкладывается в душу слушающего и непосредственно учит. Объяснение его после того, как оно отпечатлеется в сердцах молящихся – правильнее всего отложить на конец Литургии. За всенощным бдением можно говорить поучение перед полиелеем, когда и по церковному обычаю полагается "чтение праздника".
• Какая, по времени, должна быть проповедь в храме?
Ответ: Не больше четверти часа. Так нас учили в академии, хотя сами же учителя наши держали нас по ? часа и больше за своими проповедями...
Есть «беседа», обычно во внебогослужебное время, например, после вечерни – она может быть продолжительной; есть «речь» – непременно должна быть очень краткой.
• Перед произнесением проповеди, как следует обращаться к верующим: «Дорогие», «Братие» или «Други мои»?
Ответ: Лучше всего – «БРАТИЕ» – так было раньше в обычае.
• Как быть, если настоятель храма сам не проповедует и не разрешает молодому священнику произносить поучения?
Ответ: Здесь уже должно прибегнуть к административному вмешательству, такое явление не должно иметь место в пастырской жизни.
9. Могутли священники уклониться от проповедания Слова Божия?
Ответ: Не могут: «Шедше, научите вся языки, учаще их...»
"Ходяще, проповедуйте ...". И другие места Священного Писания (послания апостольского).
10. Какова основная задача науки гомилетики в наши дни?
Ответ: Пастырская задача Гомилетики, как науки, должна заключаться в том, чтобы внедрить и воспитать в сердце пастыря заботу о своих чадах духовных, чтобы Господь дал им Духа премудрости и откровения к познанию Его (см. Ефес. 1:17). Эта забота никогда не должна оставлять пастыря.