^ Как приступить к произнесению проповеди и какими силами голоса ее проводить?
Опытные проповедники говорят, что следует особенно хорошо подготовить первые слова проповеди и произнести их отчетливо, медленно, спокойно и торжественно. Для начинающего проповедника важна манера и самого выхода на амвон выход должен быть замедленный, спокойный, достойный того великого дела, ради которого проповедник появляется на святом месте. Также спокойно и равномерно проповедник осеняет себя крестным знаменем перед местной иконой и, повернувшись к пастве и повременив несколько, вновь осеняет себя крестным знаменем со словами медленно и раздельно произносимыми «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа». В эти первые секунды появления неопытного проповедника на амвоне, в моменты первых его жестов и слов, происходит решающий сдвиг в его психологии овладев собой в первых жестах и словах, он овладевает своей волей и дальше уже без особых затруднений и замешательство ведет проповедь до конца.
Проповедь предназначается для всех слушателей, поэтому проповедник должен использовать все свои голосовые ресурсы, чтобы донести проповедь до всех и каждого в отдельности. Под этими ресурсами имеются в виду: и сила голоса, и богатство интонации, и разнообразие ритма, и сердечность, и задушевность тона.
В деле произнесения проповеди должна быть предельная естественность и искренность. Фальшь, наигранность, искусственная приподнятость голоса и тона здесь нетерпимы. Поэтому, когда мы говорим о голосовых средствах, то имеем в виду не искусство ораторского произношения, всегда содержащего в себе элемент искусственности, а естественность и полноту одушевления во внутреннем и во внешнем слове проповедника. Эта естественность и полнота одушевления, приподнятость духа, накопленная подготовкой проповеди, сами в себе находят и силы и выразительность голоса и тона.
В проповеди есть особые места, где выразительность голоса и задушевность тона поднимают проповедь на предельную высоту – это патетические места скорбного или назидающего пафоса.
В моменты произнесения этих мест проповедник всем своим голосом и существом стремится проникнуть в душу слушателя, чтобы передать ее, по слову апостола, «не только благовестие Божие, но и свою душу» (1Фес. 2:3), чтобы в самой душе слушателя тронуть и возбудить к жизни такие силы, которые иначе никак ничем не пробудить, В этом проникновении, в этой близости к душе человеческой и заключается весь смысл пафоса проповеди, если он не получается у проповедника естественно, сам собой, как выражение близости его души к душе слушателя, то искусственность в его создании будет нетерпимой формальностью и недопустимым приемом.