^ С каким настроением выходит на кафедру проповедник?
В день проповеди у проповедника с начала богослужения является особое настроение сосредоточенности и известного напряжения – они должны проявляться в молитве.
Содержание проповеди и ее словесная оболочка – форма, приготовленные заранее, не должны беспокоить и мешать ему молиться. Наоборот, они усиливают и обостряют его внимание, располагая его молитвой создавать то высокое настроение у себя и у молящихся, которые столь нужно и само по себе и для великого дела благовестия. По мере приближения произнесения проповеди проповедник усиливает молитву о том, чтобы Господь помог ему открыть свои уста для произнесения проповеди во славу Божию и спасение верующих.
В волнении молодого проповедника перед произнесением и во время произнесения поучения чрезмерные большое место занимает опасение, как бы ему не провалиться, не обесславиться, не понести урона своему личному авторитету.
И после хорошего произнесения некоторый элемент тщеславия может преобладать в настроении проповедника, ему приятно слышать слова высокой оценки его проповеди, и часто бывает больше упоен радостью за свои личный успех, чем радостью о славе Божией, за содействие спасению своей паствы.
Элемент личной славы, если позволить ему развиться, скажется отрицательно и на успехе всего дела проповедничества: сила воздействия на паству тем больше будет падать, чем больше у проповедника будет желание личного успеха.
Одним из средств в борьбе с этим опаснейшим недугом молодого проповедника является работа над подготовкой к проповеди в течение целой недели.
Со дня на день размышляя над проповедью, читая Слово Божие, творения отцов церкви, жития святых, чтимых церковью на этой неделе, молясь о помощи Божией, проповедник невольно проникается сознанием своих немощей и недостоинства.
Составляя проповедь, все глубже и глубже проникая в относящийся к ней обширный материал, приспосабливая его к себе и к своей пастве, проповедник постепенно обогащает и развивает в себе те внутренние «сокровенные силы», те «грунтовые воды», которые, составляя так называемое внутреннее слово, питают и слово внешнее.
Тем самым проповедник исподволь вылечивается и от недуга тщеславия, честолюбия и гордости.
«Не мне, не мне, а имени Твоему», – вот, что должно звучать в душе проповедника и при подготовке, и при произнесении, и после произнесения проповеди.
В проповедничестве не должно быть «ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства» (Фес. 2:3), «ни ласкательства, ни видов корысти» (Фес. 2:5). Не должно «искать славы человеческой» (Фес. 2:9), «угодия не человекам, но Богу испытывающему сердца наши» (Фес. 2:4). «Не слово человеческое, а слово Божие» (Фес. 2:13) сообщает проповедник к спасению себя и своей паствы.