^ IX. ПРЕДМЕТЫ ПОУЧЕНИЙ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ВРЕМЕНАМ ЦЕРКОВНЫМ.
Сама церковь, устанавливая определенные праздники и посты, помогает проповеднику в выборе подходящей темы для проповеди.
• На праздники Господни, Богородичные, бесплотных сил и на дни святых удобнее изъяснить историю праздника и те догматы или правила христианской жизни, которые в них заключаются. Например: Святой Филарет (Дроздов). Семь проповедей на праздник Успения Божьей Матери.
2. В дни поста следует говорить о необходимости и важности покаяния и причащения Святых Христовых Тайн, о духовном падении и возрождении, о духовной брани и т.д.
Никакая теоретическая истина так сильно не может подействовать на волю слушателей, как видимый конкретный пример, вот почему ознакомление верующих с жизнью ветхозаветных праведников, Богоматери, апостолов, святых может служить хорошим воспитательным средством, располагающим слушателей к истинно-христианской жизни.
Изъяснение в проповеди события из жизни святых может быть применено в двух видах:
• Проповедник может обратить главное внимание на изложение жизни и подвигов святого, передать их с подробностью, а затем сделать соответствующие нравственные выводы.
• Жизнь Святого или память какого-либо события может послужить для проповедника основанием для раскрытия какой-либо одной истины. В этом случае изложение жития будет носить характер, своего рода, иллюстрации или примера
37).
Первый вид поучения более применяем в поучениях к простым, малообразованным слушателям, последний – к слушателям более или менее осведомленным. Священное писание составляет основу всякой проповеди, сама тема проповеди чаще всего формулируется текстом из евангельского или апостольского чтения.
Обычно мысль проповедника или исходит из проводимых в проповеди текстов, или, наоборот, сама ведет к ним. В том и другом случае это связано с правильным пониманием и объяснением текстов.
Изъяснение должно состоять в раскрытии, главным образом, буквального или исторического смысла Священного текста. Пользоваться иносказанием и аллегориями можно только при внутренней близости и сходстве предметов, например: между слепотой телесной и слепотой духовной.
Изъяснение священного текста не должно сопровождаться углублением в тонкости грамматического, археологического или исторического анализа, проповедь не научное изыскание, а слово назидания и вразумления на основе духа и прямого смысла слов Священного Писания.