^ Слово.

При раскрытии понятия о поучении уже много было сказано и о слове. Поэтому достаточно свести все ранее сообщенные сведения о нем к краткому определению его сущности и перейти к дополнительным сведениям, определяющим слово с других еще не раскрытых сторон.
Слово – тематическая проповедь, в которой один какой-либо предмет (тема) раскрывается с достаточной обоснованностью, преимущественно в форме логического рассуждения.
Единству предмета и стройности изложения соответствует и язык слова: то богословско-отвлеченный, то художественный.
Состав слова.
Основными частями слова является: 1)изъяснение; 2) нравственное приложение.
На основании Священного Писания, святоотеческого учения и теоретических соображений раскрывается главная мысль в изъяснении, в строго логическом соответствии выводится нравственное приложение.
Основная мысль слова ясно намечается в его начальном тематическом тексте; где этого нет, необходимо указывать ее в предложении.
Заключение как обобщающий вывод или завершающее молитвенное обращение к Богу не всегда имеет место в слове.
Таким образом, кроме двух основных частей, в слове иногда бывает введение и заключение.
Примером слова может быть Слово Митрополита Филарета «На освящение храма в честь Гефсиманского моления Господа нашего Иисуса Христа».
^ Значение и выбор начального текста в слове.
Древнехристианские проповедники имели обыкновение в начале слова ставить текст из Священного Писания или церковного песнопения, как указатель главного предмета поучения и ручательство за христианское направление проповеди.
Следует и в наше время пользоваться начальным текстом, как указателем предмета и границ проповеди.
Текст следует выбирать содержательный, чтобы он достаточно выражал вероучительную или нравоучительную истину, предполагаемую к раскрытию в слове.
Какой вид тематической проповеди следует предпочесть: поучение или слово?
Выбор в каждом отдельном случае предопределяется теми качествами, которыми располагает проповедник: степенью умственной и духовно-моральной зрелости и опытности, проповеднических навыков и одаренности, связью с паствой и проч. Поэтому у одного проповедника волей или неволей из приготовляемой им проповеди выходит слово, у другого – поучение. Тема у того и другого одна и та же, а результаты неодинаковые.