^ Поучение.
Поучение является второй основной формой проповеди, существовавшей в Церкви с первых веков христианства (сохранило до сих пор черты первохристианской проповеди).
Из нее впоследствии, как было сказано выше, выработалась более сложная форма проповеди, называемая СЛОВОМ.
В последние два века (ХVIII и ХIХ) в русской проповеди слово явно преобладало над поучением в городской проповеди, рассчитанного на образованного слушателя.
Поучение лучше, чем слово, сохранило черты первоначальной христианской проповеди, его легче всего понять, сравнивая и сопоставляя со словом.
Как и слово, поучение есть синтетико-тематическаяпроповедь с единством основной темы и мысли.
Часто оно и более кратко по объему, с преобладанием в этом случае нравственного приложения над главной частью.
Отличается от слова простотой построения (плана), безыскусственностью изложения (языка), живостью, сердечностью содержания духа и тона.
Строго обдуманные, логически обоснованные и выдержанные части слова заменяются в поучении изложенном, подчиненным естественному и непринужденному движению чувства, настроенности и убежденности.
Итак, поучение – это тематическая проповедь, раскрывающая единую тему и мысль в целях поучения и нравственного воздействия, говорящая языком внутренней убежденности и силы, а потому лишенная искусственных приемов и богословской отвлеченности.
Поучение по своему содержанию и по строению отличаются от других форм проповеди простотой плана произнесения, отсутствием искусственности изложения живого духа проповедника и сдержанностью тона его речи. Поучение имеет тему вступления, основную часть и нравственное приложение, обычно заканчивается молитвенным воззванием. В нравственной части рекомендуется приводить достойные примеры из жизни святых мужей, исповедников, преподобных и мучеников. (Образцом поучения может служить поучения св. Тихона Задонского «О покаянии и спасении»).
^ Образец:
^ Поучение о. Родиона Путятина «О молитве».
«Много может молитва праведного споспешествовать» (Иак. 5:16).
Итак, только усердная молитва праведника много может. Но мы – грешники и молимся к тому же без усердия, а потому что же стоят наши молитвы. И мы, молясь, не утратим ли напрасно время?
Нет, мы не напрасно время тратим, когда молимся, и творим наши молитвы для нас. Если мы имеем усердия к молитве, то это усердие может возбудиться в нас, когда мы будем молиться постоянно.
Усердная и пламенная молитва не вдруг приобретается. Много нужно принуждения и усилий во время молитвы, чтобы родился в душе молитвенный жар.
«Молясь с принуждением..., – говорит святой Макарий, – мы пролагаем путь к тому, чтобы молиться в покое и с радостью. Молитва с принуждением состоит в нашей воле, а молитва в покое есть дар благодати».
Итак, ни в коем случае не надобно оставлять молитвы, надобно, сколько возможно, принуждать себя к молитве. И потому, когда звон колоколов созывает христиан на молитву, иди и ты, хотя бы тебе не хотелось идти молиться. Когда приходит время сна или наступает утро, непременно читай свои молитвы, как бы не казалось тебе это тяжелым.
Грехи, конечно, служат препятствием успеху наших молитв; наши грехи, как облака, закрывают лучи Божественной благодати; вопль страстей, как шум моря, не попускает нашим прошениям доходить до слуха Божия. Но неужели посему грешник и не должен молиться?
Нет, он-то и должен молиться, ему-то и необходима молитва. Ибо и ум наш просвещается светом истины, когда мы молимся Богу, Который есть вечная Истина, и сердце наше воспламеняется огнем любви, когда мы молимся Богу, Который есть беспредельная Любовь, и воля наша направляется к добру, когда мы молимся Богу, Который есть верховное Добро.
Оттого и бывает, братие, что иной начинает молитву грешником, а оканчивает праведником, приступает к молитве оскверненным и нечистым, а отходит убеленным благодатиюпаче снега.
Таким образом, грешник своей молитвой исходатайствовать может себе у Бога прощение грехов, а по прощении грехов будет исполнено и прошение его. Пройдут и греховные облака, утихнут вопли преступных страстей, и Бог, как солнце после мрачной бури, явится к нему со Своею милостью, а молитва его, как фимиам благовонный, будет приятна для Бога.
Итак, братие, не смущайтесь ничем, когда приступаете к молитве, молитесь, когда и чувствуете за собой много грехов, молитесь неослабно, и ваша молитва много будет значить перед Богом.
Аминь».