^ Составление плана простейшей проповеди.

Навык составления плана, а потом и конспекта, проповеди – один из самых важных в начале проповедничества.
Проповедь, составляемая без плана, подобна зданию, построенному без проекта – в ней не будет логического развития мысли, соразмерности частей и ясности выражения.
В качестве упражнения, следует, использовать те же евангельские зачала, которые сначала пересказывались и к которым затем, находились нравственные приложения. Например: притча «О мытаре и фарисее», «О милосердии самарянина», евангельский рассказ «О жене – грешнице» (Ин. 8) и т.д.
^ Причем следует обратить внимание на предварительное составление плана, но нельзя ограничиваться таким формальным планом: 1) Обращение, 2) Изложение текста, 3) Нравственное приложение – как это склонны делать учащиеся.
Следует предложить озаглавить отдельные части проповеди по их содержанию. Например, план к простейшему поучению на притчу «О мытаре и фарисее»:
1) Обращение к слушателям с указанием, что прочитанная притча имеет и для нас особое значение.
2) Изложение притчи «О мытаре и фарисее» – осуждение гордости и помилование смиренного мытаря.
3) Призыв к сознанию своих грехов и смиренной молитве.
Более подробное изложение мыслей каждого раздела проповеди будет ее конспектом.
На основе изложенного следует перейти к составлению простейших поучений на Евангельские темы, где основной частью (2-й) будет изложение евангельского текста.
Помимо указанного приема углубления содержания, путем введения дополнительных, однозначащих по смыслу текстов, нужно усвоить еще два приема, часто употребляемых и облегчающих усвоение основной мысли проповеди.
^ Вступление:
• О слышанном Евангелии; о святом дня и т.д.
• ..
• Изъяснение притч;
• Кто они: мытарь и фарисей
• ..
^ Основная часть:
^ Нравственное приложение:
^ Прием противопоставления.
Этот прием заключается в том, что, как понятно из самого наименования. В изложении одни понятия противопоставляются другим: пороку – добродетель (гордости – смирение), гордый фарисей – смиренному мытарю, неправильной молитве фарисея – смиренная молитва мытаря и т.д. Такое противопоставление будет оттенять основную мысль, основную истину, которую предлагает проповедник.
^ Прием психологической и образной наглядности.
Этот прием служит той же цели и состоит в употреблении сравнений и образов, например, в притчах о подобии Царствия Небесного неводу, зерну, сокровищу и т.д.
Пользование этим приемом допускает введение в проповедь различных приемов (образов) из окружающей жизни, из жизни святых и т.д. Усвоение всех изложенных указаний позволяет перейти к составлению кратких проповедей – в классе и дома.