^ Источники. Краткая история гомилетики.
Важнейшим источником, как и в других богословских науках, является Слово Божие и учение Церкви – они относятся к содержанию проповеди. Затем образцы проповеди и особые правила гомилетики, относящиеся к форме проповеди и к тому, как следует пользоваться в проповеди Словом Божиим и учением Церкви
6).
История гомилетики. Господь Иисус Христос и Его ученики говорили просто, но уже у апостолов встречаются целые речи, обращенные к народу. В эту эпоху их вера и вера пастырей была настолько сильной, а благодатные дарования настолько обильны, что благовестники слова Божия не нуждались в какой – либо подготовки гомилетического характера. Благодатное вдохновение было лучшим помощником пастыря в деле благовествования истины Христовой.
Так продолжалось до Оригена (182-251)-видного христианского ученого-экзегета и проповедника. Он учил, что христианскому проповеднику, кроме вдохновения, необходим труд и предварительная подготовка. В своей школе он преподавал в числе других предметов и риторику- науку об ораторском искусстве. С этого времени в церковную проповедь начинают проникать элементы искусственности, которые впоследствии преобразуют живую пастырскую беседу в формы церковного красноречия. Проповедь этого периода – это, прежде всего продукт личного творчества проповедников, представляющая начало самобытного, собственно христианского ораторства. Впрочем, отцы церкви всегда выражали взгляд на проповедь, как на такой вид деятельности, в которой главное значение имеет благодать Божия.
В четвертый век, который был особенно богат выдающимися проповедническими талантами, еще не появляется какого-либо теоретического руководства для проповедника. Причина этого в том, что в этот период не было необходимости в каком- либо гомилетическом руководстве: большинство христианских проповедников было талантливыми и блестяще образованными людьми, не нуждавшимися в каком-либо теоретическом пособии. Только к 5 веку на Западе появились специальные руководства для проповедников. Это было связано малым количеством выдающихся проповедников, к тому же и богословское образование находилось на довольно низкой ступени развития. Это такие пособия как: «Христианская наука», составленная Блаженным Августином (V в). И сочинение Святителя Григория Великого, папы Римского (VI в) "Правило пастырское"
7).
В Русской Церкви такие руководства появились значительно позднее. Важное значение имеет «Церковный устав», где даны указания когда и какие поучения следует читать в храме.
В XVII веке, в Киеве появился первый Русский учебник Гомилетики, составленный архимандритом Иоанникием Голятовским, ректором Киевской Академии «Наука, аль бо способ зложения казания» (на полупольском, полуславянском языке).
В 1776 году подобные указания давались и в «Духовном регламенте», разных переводных руководствах и в имеющей важное значение «Книге о должностях пресвитеров приходских», составленной двумя знаменитыми иерархами Георгием Конисским и Парфением Сопковским.
XIX веке было составлено и уже издано полное, очень интересное и важное руководство, но гомилетике: Проф. Киевской Духовной Академии. Амфитеатрова «Чтения о духовной словесности».
Затем были многие учебники и руководства проф. Фаворова, Чепика, Триодина, Юрьевского. Курсы по истории проповеди проф. Барсова, проф. Паторжинского.
Можно особо отметить книгу проф. Киевской Академии В.Ф. Певницкого «Церковное красноречие и его законы» (Изд.1906 г.).
В самое последнее время составлен курс по гомилетике проф. Московской Духовной Академии протоиереем о. А. Ветелевым. Этот труд имеет большое значение и ценность, как составленный уже в наше время. Гомилетическая наука в нашем отечестве не богата. Наши предки проповедовали свою веру свободным изложением своего чувства. Они не любили рассуждать о теории красноречия и не писали правила о том как проповедовать. Наша наука вышла не из теории о церковной проповеди, а из практики устного слова. Первым образцовым руководством на Руси был «Церковный Устав»
8).