^ I. ВВЕДЕНИЕ

Проповедь – проповедничество имеет в жизни Церкви огромное значение.
Проповедание Слова Божия есть исполнение заповеди Христа Спасителя «научить все народи», «проповедовать Евангелие всей твари» (Мф. 28:19; Мк. 16:15).
Путём проповеди истина о спасении через Господа Иисуса Христа возвещается по всему миру и достигает каждого отдельного человека. По слову святого апостола Павла, невозможно уверовать в Того, о Ком не слыхали, а слышать невозможно без проповедующего (Рим. 10:14).
Заповедь проповедовать, данная Господом Иисусом Христом Апостолам, относится и к их преемникам – пастырям Церкви. И проповедь о Господе Иисусе Христе никогда не прекратится. Проповедничество всегда будет составлять важнейшую обязанность православного пастыря.
Поэтому, каждый, готовящийся стать пастырем, должен научиться проповедовать. Иногда говорят, что апостолы были простые люди (рыбаки) и никогда не учились. Но те, кто так говорит, не понимают того, о чем сказал Святитель Димитрий Ростовский: "Господь не книжных собра, но книжных посла". Он Сам отверз им ум разуметь Писание.
А мы для того, чтобы уразуметь писание и удостоиться благодатной помощи Божией должны приложить свой усердный труд для изучения всего нужного и полезного пастырском служении.
Гомилетика – наука о проповеди1) или о проповедничестве.
Но что такое сама проповедь? – Проповедь есть возвещение истины о Господе Иисусе Христе и призыв ко спасению через слово.
В этом определении, выражено самое важное и главное в проповеди – её содержание, – призыв к спасению через Слово. И форма этого слова, формы проповеди были неодинаковы в истории Церкви. В настоящее время исторически сложившейся формой проповеди следует считать речь к народу (не к одному человеку, но ко многим). Так мы обычно и называем проповедь – проповедь это речь к народу, произносимая проповедником в храме.
В этой форме – речи к народу – ораторской речи, и изучается проповедь в Гомилетике.
Поэтому необходимо очень кратко определить, что же такое ораторская речь, каковы её отличия от речи обыкновенной?
Если мы ее определим, как речь перед многими, то это будет неточно, так как «перед многими» читается, например лекция, но лекция отличается от ораторской речи. Нужен еще один признак – ораторская речь не только имеет целью сообщить сведения, но еще убедить, возбудить слушателей, вызвать в них определенное действие – реакцию.
Это можно видеть и на видах светской ораторской речи:
Политической (в парламенте и на митингах) – оратор убеждает слушателей принять определенное решение, склоняет их «на свою сторону».
Судебной – два оратора (стороны в процессе) убеждают судей (присяжных заседателей) обвинить или оправдать подсудимого.
Военной – командир говорит солдатам «несколько слов» пред боем, чтобы поднять их дух и т.д.
Подобные признаки ораторской речи имеются и в проповеди – проповедник также имеет целью убедить своих слушателей признать какую-либо истину, принять решение (например: покаяться, оставить грех), вызвать в них определенное настроение (благоговения, внимания и др.).
Но сходство ораторской речи с проповедью касается только формы2), по содержанию же они вполне различны.
О чем бы ни говорил проповедник, его слова всегда в конечном итоге касаются нашего спасения.
«Проповедь, – говорит известный русский гомилет проф. Певницкий, – как частная речь, не обнимает всего Евангелия о спасении и о средствах его приобретения, но всегда какого бы частного предмета она ни касалась, она имеет, или должна иметь, непосредственную связь с этим главным и средоточным пунктом христианского учения. Утеряв связь с ним, она перестает быть проповедью христианскою»3). Проповедь есть возвещение Евангельского учения о нашем спасении в живой речи перед народом4).
Гомилетика, как наука, имеющая своим предметом проповедь или проповедничество, имеет свою определенную задачу и метод.