Таким образом, как мы видим, существо проповеди Господа Иисуса Христа, а затем Его апостолов и заключается в благовествовании о наступлении Царствия Божия, или, что то же, о нашем спасении, и о покаянии как о главном условии нашего спасения, условии вступления в это Царствие Божие. Принесши благую весть о нашем спасении и проповедуя Евангелие о Царствии Божием, Господь повелел сначала апостолам, а в лице их всем их преемникам — пастырям неумолкаемо проповедовать это Евангелие, возвещая о приближении Царствия Божия и об условиях вступления в это Царствие.
Таким образом, наша нынешняя проповедь — это есть не что иное, как продолжение дела Христова — раскрытие Его евангельского учения. И мы видим из книги Деяний апостольских, как точно апостолы выполняли эту данную им Господом миссию. Где бы и когда они ни говорили, они всегда призывали людей к покаянию как необходимому средству, чтобы унаследовать уготованное им Господом спасение. Вспомним замечательные речи ап. Петра после сошествия Св. Духа (
Деян. 2:14—41) и после исцеления хромого от рождения (
Деян. 3:12—26). Все эти речи, как и вся последующая проповедь свв. апостолов, своей единственной темой имели благовествование о нашем спасении и об условиях этого спасения. Таковой должна быть и наша современная проповедь. Конечно, каждая отдельная проповедь не может обнимать всего евангельского учения о спасении и о средствах его приобретения. Но всегда, какого бы частного предмета она ни касалась, она должна иметь непосредственную связь с этим главным и средоточным пунктом христианского учения — учением о спасении. Коль ско ро проповедь потеряет эту связь и главной темой ее станет какой-либо иной предмет, она уже перестанет быть проповедью христианской.
Отсюда ясно вытекает точное определение нашей проповеди.
Проповедь — это есть возвещение евангельского учения о нашем спасении в живой речи перед народом.
Таким образом, понятие о проповеди включает в себя две стороны, с которых она может быть рассматриваема:
1) сторона ораторская — как речь к народу, проповедь является видом ораторских произведений и естественно подпадает законам, обязательным для всякого ораторского произведения.
2) сторона церковно-религиозная — тут проповедь, как возвещение евангельского учения о нашем спасении, является выполнением религиозного служения, возложенного Самим Господом Иисусом Христом на апостолов и их преемников — пастырей.
С этих двух сторон мы и должны рассмотреть те основные гомилетические законы, которым должен подчиняться проповедник в своей практике, если желает проповедовать с успехом.