Вот что, например, говорит об этом архиепископ Волынский Антоний в своем недавно написанном окружном послании к Волынскому духовенству: «Истинное просвещение заключается, вопервых, в том, чтобы знать Господа Иисуса Христа и чтить Его святые слова; во-вторых, в том, чтобы различить добро и зло, в-третьих, в том, чтобы не теряться, не падать духом в несчастии, и, наконец, в том, чтобы не бояться смерти. Тот, кто эти четыре условия просвещения имеет, тот есть истинно мудрец, ибо мы считаем Сократа умнейшим из людей за два условия только, а имеющий все четыре вдвое умнее его. И таков народ наш, хотя и не знающий грамоты, но различающий доброе от злого совершенно так, как учил Господь наш, народ наш, любящий Господа и Его почитающий высшим Учителем жизни. Не так те, которые воспитались на книжках. Хотя они любят говорить, что признают учение Евангелия и чтут Иисуса Христа, но, говоря это, лгут: у них даже язык не поворотится, чтобы назвать Его полным именем, но, подобно Пилату, называют Его либо Иисусом, либо Христом, так и рука их неможет подняться, чтобы положить на себя полный крест, но либо не могут они донести ее до лба, либо опускают, не донеся до левого плеча. Не Господа Иисуса Христа они считают судьею своих действий и мыслей, а сами высокомерно обсуждают Его слова, некоторые одобряют, а некоторые отвергают, и тем снова восхищают своим душам Пилатово место... Господь велел взирать на жизнь, как на крест, полагать сокровище своего сердца в жизни будущей, а наше общество даже детей воспитывает в чисто эпикурейском отношении к жизни, как к чаше наслаждений, и именно на этом взгляде устанавливается и вожделенный сынам его «правовой порядок», и вся борьба сословий и политических направлений, и особенно учение социал-демократов... Скажите теперь, кто темный язычник: народ ли — смиренный и убежденный крестоносец или те, которые смеются над его невежеством и стараются вырвать из его сердца это сокровище христианского света и заменить своим языческим суемудрием?» (ВЕВ. 1906. № 20).