Называя святую Марию Магдалину равноапостольною, святая Церковь хочет прославить ее как благовестницу Христова воскресения. Горевшая пламенною любовью ко Христу, Которого она увидела воскресшим, она не могла утаить в себе духовного сокровища, какое сама приобрела в Нем, но хотела сообщить это сокровище всему миру: она явилась к самому повелителю Рима и тогдашней «вселенной» Тиверию, возвещая последнему о Воскресшем.
О чем должен напомнить нам этот образ пламенно любившей Христа благовестницы Его воскресения? Не о том ли, что и современные женщины христианки должны быть благовестницами Христа в обществе хотя и христианском, но воспринявшем в себя много начал жизни языческой? Если и не должны они благовествовать Христа путем миссионерской проповеди и апостольских путешествий, как жены христианки первых времен, то, по крайней мере, благовествовать Христа путем обучения и воспитания возрастающих поколений. Не на широкой, иногда бесплодной и крикливой политической арене, к чему столь стремятся многие современные женщины, должны они строить здание общественной жизни, но главным образом в глубине сердец человеческих, полагая Христа краеугольным камнем здания. Вот что говорит один видный ученый-мыслитель, врач и хирург: «Пусть женщины поймут свое высокое назначение в вертограде жизни человеческой. Пусть поймут, что они, ухаживая за колыбелью ребенка, учреждая игры его детства, научая его уста лепетать и первые слова, и первую молитву, делаются главными зодчими общества. Краеугольный камень кладется их руками» (Пирогов Н. И., «Вопросы жизни»).
Нет нужды напоминать о великих матерях христианских, чтобы видеть, какое великое благо дали миру женщины христианки, о Нонне, Анфусе, Монике, давших миру столь великих светильников, как святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, блаженный Августин, образы которых доселе служат маяками, светящими всему миру, обуреваемому страстями жизни языческой. Впрочем, и доселе женщины являются наиболее устойчивыми деятельницами по охранению религии; посмотрите главным образом они напечатлевают нередко чертами, неизгладимыми во всю жизнь, начала веры Христовой в мягких и нежных детских сердцах, они большей частью наполняют храмы. Живя более жизнью сердца, они не решаются при малейшем сомнении и колебании ума отрешаться от того, что так прочно коренится в самой природе человека и потеря чего совершенно изменяет все его существо, то есть от религии.
Скажет кто-либо: это потому, что еще недостаточно просвещен ум женщины в сравнении с умом мужчины. Но какое заблуждение коренится в суждениях подобного рода!
Разве ум только освещает путь жизни человеческой? Сам он не помрачается ли постоянно всякого рода страстями? Если бы не так, то откуда коренные противоречия в суждениях людей, казалось бы одинаково бескорыстно и с любовью ищущих истины? Откуда вражда из-за убеждений у людей, доходящая до взаимного истребления ими друг друга, столь часто наблюдаемая и в наше время? Сердце внутреннее, как бы инстинктивное ощущение, чувство духовное не является ли нередко более верным и надежным руководителем в отыскании истины, чем ум с его логическими построениями? Не о сердце ли, озаряемом «гласом Божиим» в человеке совестью, и сказал образно Господь:
«Светильник для тела есть око» (
Мф. 6:22-23)?
Это-то инстинктивное духовное чувство и хранит жизнь человеческого общества от многих разрушительных потрясений, несмотря на то, что в основу последней полагаются иногда самые разрушительные теории ума. Таков, например, закон борьбы за существование, который господствует будто бы и должен господствовать в общественной жизни вместо любви, связующей людей узами крепкими еще в семье, любви, Самим Христом освященной и поставленной Им во главу угла всей человеческой жизни.
Да помнят же женщины христианки о внутренних сокровищах и духовной красоте природы человеческой как о главном, что могут они дать обществу и чем могут они содействовать существенному преобразованию жизни общества, приобретая сами эту красоту и сокровища от Христа, «краснейшего
паче всех
сынов человеческих» (
Пс. 44:3), и дерзновеннее, без опасения подвергнуться укорам в отсталости от движений века, последуя Ему с пламенною любовью святой Марии Магдалины!
О Благочестивейшей же Государыне Императрице Марии Феодоровне, тезоименитство которой сегодня мы празднуем, вознесем моления, чтобы Она, подвизаясь на широком царственном поприще, и Сама, пламенея духом, содействовала и впредь крепкому внедрению христианских начал жизни в русском обществе, по мере данных Ей от Бога сил. Аминь.