Из нынешнего Евангелия видим мы, как однажды Владыка и Господь наш Иисус Христос собрал около Себя множество народа и, возшедши на гору, долго учил его, раскрывая пред ним высоту новозаветного евангельского совершенства. Народ с неотступным вниманием воспринимал и слагал в сердце свое сладостные слова Божественного учения, забыв о всяких житейских попечениях. И поистине блажен был этот народ, который видел то, что хотели видеть многие праведники и не видели, слышал слова, исполненные такой благодати, которой не могли восприять даже бывшие в Ветхом Завете святые (
Мф. 13:16-17).
И вот Господь внушает этому, толпами собравшемуся около Него и удивленному (
Мф. 7:28) всем видимым и слышимым народу, что попечения об этой земной, слишком много к телесным потребностям обращенной жизни недостойны человека, о котором печется Бог более, нежели о птицах и полевых лилиях. Ибо душа человека, которая
«больше пищи и... одежды», которая дороже всяких приобретений мира, не должна ли быть предметом наибольшего попечения человека? Только язычники, которые не знали о всеблагом Провидении, действующем в мире, и думали, что богам очень низко обеспокоивать себя заботами о ничтожных в их глазах людях, могли обращать свои помышления исключительно к заботам о земном своем существовании. Теперь же, когда Сам Бог видимо пребывает с людьми, осталось ли место подобным суетным попечениям? И не должен ли теперь каждый вверить все пути жизни своей всеблагому попечению Отца небесного, знающего лучше, чем сами люди, все истинные нужды их (
Мф. 6:25-33)? Так учил Господь, и народ не мог оторвать своего слуха от этих сладостных слов,
«исполненных
благодати и истины» (
Ин.1:14). Он готов был всюду и во всем следовать за Божественным Учителем, хотя ему еще не открыто было весьма многое, что сделалось известным после.
Мы, братие, сделались обладателями высшего ведения, ибо страдания и Крест Христов научили нас всякой мудрости и ведению. Мы ныне можем не только не бояться скорбей, но и хвалиться ими, ибо любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам, по слову апостола, которое слышали мы ныне. Мы опытно узнали всю любовь Божию, открывшуюся в том, что Христос не за праведников и не за благодетелей, но когда еще мы были грешниками, за нас умер (
Рим. 5:3-8). Мы знаем, что Бог любит нас и все пути жизни нашей устрояет к очищению сердца нашего, чтобы оно, все более и более очищаемое, становилось способным видеть Бога и в Нем находить источник неисчерпаемого блаженства. Даже все стихии повинуются нам, когда молитва наша обладает силой веры в Спасителя нашего Иисуса Христа.
Посему не убоимся
«входить тесными вратами» (
Мф. 7:13) в предназначенное нам Царство, в которое и введет Бог всех нас, искренно прибегающих к Нему. И не будем слишком заботиться о суетном житии, от которого искуплены
«драгоценною Кровью Христа, непорочного и пречистого Агнца» (
1 Пет. 1:18-19)! Пусть нет у нас такого учителя, слово которого заставляло бы, оставив все житейские заботы, искать единственно слышания этого слова, как было с народом, видевшим и слышавшим Само обращавшееся к нему Божественное Слово. Но Господь Иисус Христос, обещавший, что верующий в Него сотворит дела, которые Он сотворил,
«и больше сих сотворит» (
Ин. 14:12), и слову немощных Своих служителей может дать такую силу, чтобы
«немощное Божие было
сильнее человеков» (
1 Кор. 1:25), а еще более такую силу, чтобы благодатные слова, оставившие прежде уже в сердцах наших неизгладимое впечатление, служили постоянным источником света и радости в наших сердцах. И Бог Отец небесный, пекущийся о малых птицах, оставит ли хотя на одну минуту тех, кто, будучи предназначен быть наследником Царствия во Христе Иисусе (
Рим. 8:17),
«употребляет усилие, чтобы
восхитить его» (
Мф. 11:12). Аминь