«Плен Сионь Ты изъял еси от Вавилона, и мене от страстей к животу привлецы, Слове!» (1-й антифон воскресный 3-го гласа).
Когда мы обращаем взор к состоянию своей души, настолько окованной страстями, что мы не можем свободно
«воззрети и видети высоту небесную»210 (
2 Пар. 36:23), то невольно воспоминаются нам пленники еврейские. Далеко не все они одинаково скорбели о лишении отечества и, сидя на реках вавилонских, плакали, вспоминая о Сионе, не желая даже петь песнь Господню
«на земли чуждей» (
Пс. 136), многие жили в Вавилоне, как бы в отечестве, забыв связанные с отеческой землею обетования; они настолько усвоили образ жизни вавилонян, осквернили себя идолами их и нечистотами страстей, по слову пророка Иезекииля, что уподобились гробам, наполненным истлевшими костями (
Иез. 36:25, 37:2, 12, 23). И вот великий песнопевец Церкви святой Иоанн Дамаскин в вышеприведенных словах одного из дивных своих песнопений напоминает нам о пленниках сионских.
«Плен Сионь» это все мы, по пришествии Христовом находящиеся в плену у страстей.
Изъятие же из сего плена вавилонского есть то «совершение святых» чрез Христа, о котором говорил, обращаясь к грядущему Искупителю, еще древний пророк, а за ним и апостол:
«Восшел еси на высоту, пленил еси плен... и даде даяния человеком, т. е. дарования Духа Святого для совершения святых в Церкви Христовой» (
Пс. 67:19;
Еф. 4:8, 12).
Как соответствует, братие, этот образ пленников еврейских духовному состоянию многих христиан нынешнего времени. Христос, отходя из мира, обетовал пребывать с верующими во имя Его
«до скончания века» (
Мф. 28:20) и послать им от Отца Духа Святого, дабы Он был с ними вовек (
Ин. 14:16). Где же ныне это обетование? Не видим ли среди нынешних христиан много таких, которые не только не живут верою в это обетование, подобно христианам древним, но как бы и
«не слышали, есть ли Дух Святой» (
Деян. 19:2), которые
«не видят... и не знают Его», хотя Он всегда пребывает с верующими в Церкви и в них будет (
Ин. 14:17). И какая противоположность между этими христианами и святыми, каждая мысль которых и дело были как бы одинаковы с мыслью и намерением Духа Святого, укреплявшего их в немощах их и ходатайствующего за святых
«воздыханиями неизглаголанными» по воле Божией (
Рим. 8:26-27)! Тогда как святые «радовались
о Духе Святе» (
Рим. 14:17), многие из нынешних христиан как будто находят радость лишь в том, что возвышает и поддерживает ощущение жизни телесной. Забыв Духа Святого, они, правда, как бы не забыли еще Христа, но с кем они сопоставляют Его? С богами языческих народов, например Дионисом, олицетворением производительных сил природы, богом вина и веселья (Мережковский); они уподобляются древним евреям, в плену
«плакавшим по Фаммузе»211 и прогневлявшим Бога мерзостями язычников (
Иез. 8:14, 17). Вера в обетования Христовы о «пакибытии» и обновлении Духа Святого, одушевлявшая святых и побуждавшая их оставлять все ради последования Христу (
Тит. 3:5;
Мф. 19:27-29), уже совершенно перестала одушевлять многих людей нынешнего времени, носящих имя христиан, и у них осталась надежда лишь на непрекращающееся обновление жизни видимой природы, неподвижность и неизменность законов которой препятствует существенному обновлению и очищению духа от страстей.
Однако, хотя отчуждившись от Духа Святого, мы и не можем уже подобно святым создать «дом душевный», не оставим упования, что и поныне «Святым Духом... вся живут и движутся»
212. Если мы не можем уже взирать на самое
«Солнце, сияющее в силе своей» (
Откр. 1:16), т. е. Христа, то будем взирать хотя на звезды, которыми усеяно духовное небо, т. е. на святых, которые были
«подобные нам люди» (
Иак. 5:17), которые и доселе пребывают в общении с живущими на земле и молитвы которых, как дым кадильный, восходят к небесному престолу, по слову тайнозрителя Иоанна (
Откр. 8:4). К святым, которые на земле, и к дивным Господа, имевшим
«Господа частию наследия своего
и частию
чаши своей», по слову псалмопевца (
Пс. 15:5, 3), к ним пусть будет устремлено все желание наше! На этих живых свидетелей действенности многоразличных дарований Духа, на которых хочет указать ныне нам и Церковь, установившая праздник в честь их после празднования в честь Духа Святого, в них действовавшего, будем взирать, чтобы
«не изнемочь нам
и не ослабеть душами» (
Евр. 12:3), но, подобно им, «быть привлеченными к животу Словом» Христом.
И если пророк Иезекииль, живший в такое время, когда даже праведники: Ной, Даниил и Иов — не могли отвратить молитвами своими от Израиля гнева Божия (
Иез.14:20), имел, однако, светлый взор на будущее, провозвестил обновление Израиля (
Иез. 37), устроение среди него всеочищающего святилища (
Иез. 37:23, 28) и нового храма, осиянного светом славы Господней (
Иез. 43:2, 44:4), видел истекающую из-под храма реку жизни и древа жизни, подобные райским, для питания и врачевания народов (
Иез. 47:1-12), то тем более должны иметь светлый взор на будущие судьбы Церкви Христовой мы, с которыми обещал пребывать Христос до скончания века. Пусть Церковь должна будет в последние времена убежать в пустыню, по слову тайнозрителя, т. е. как бы совершенно отделиться от сего
«мира, во зле лежащего» (
Откр. 12:6, 14;
1 Ин. 5:19), но мы знаем, что в день пришествия Христова она явится, «как невеста, украшенная для жениха своего Агнца», облеченная в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых (
Откр. 19:7-8, 21:2, 9). Пусть восстают против нее Толстой с многочисленным сонмом ересеучителей, называющие учение ее «суеверием грубым и безмерным», подобно древним языческим писателям (Плиний в начале II века по Р. Х.), поборники лжеименного антихристианского знания, отрицающего самое бытие Бога и духовность души, анархисты, пытающиеся отнять последние преграды у беззакония, она всегда будет жить непоколебимою верою (
Евр. 10:38) в обетования, данные ей (
Евр. 10:36). Ибо для нее неложно сказанное Христом, что
«небо и земля», законы бытия которых признаются нынешними людьми неизменными,
«прейдут, ...слова же Христовы
не прейдут» (
Мф. 24:35). Ибо святые и суть именно то «новое небо и земля,
в них же правда живет» (
2 Пет. 3:13-14), они они-то и суть воистину
«небеса, поведающие славу Божию», — по слову псалмопевца (
Пс. 18:2), и лучезарные звезды на сем новом небе, заимствовавшие свет свой от
«звезды светлой и утренней», т. е. Христа (
Откр. 22:16). Аминь.