Многократно и многообразно Божественная Премудрость, направляющая судьбы мира к предопределенному для него концу, возбуждала и возбуждает от духовного сна отдавшееся во власть его человечество. Не перестают никогда в среде его слышаться вдохновенные слова поэтов и писателей, служащие отголоском в сердцах их Божественной истины, не прекращается в Церкви проповедь Евангелия, слышится постоянно в душе каждого тайный, производящий беспокойство в душе и побуждающий к исканию истины голос совести. «Востани спяй», говорит человеку стоящая у дверей сердца его и толкущая в них Божественная благодать, чрез каждое обстоятельство его жизни, чрез каждое умиленное и сокрушенное движение его души. Доныне
«свет Христов
во тьме светится, и тьма его не может
объять» (
Ин. 1:5).
Но как же отвечают люди за эти призывы благодати? Одни из них под влиянием возбуждающего ее действия чувствуют живую потребность многое в себе оплакать, многое исправить и не обольщаться более суетностями мира, как обольщались прежде, хотя лишь немногие недолго сохраняют память об этом прикосновении благодати к сердцу, большинство же вскоре же забывает спасительное напоминание, снова втягиваясь в обычную суету жизни и даже стараясь отогнать от себя всякие скорбные мысли. Другие люди находятся в еще более печальном положении: сознав потребность изменить свою жизнь так, как внушает тайный голос сердца, они не находят в себе уже веры в его истинность, какую имели прежде. Сомнение, разъедающее всякую живую мысль, отняло у них веру, а воля, не утвердившаяся прочно ни в каком добром желании, лишила возможности снова приобрести ее, даже когда ум найдет путь истины. На них сбываются слова Христовы:
«Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (
Лк. 18:8). Все более и более как будто приближается то время, когда человечество воплотит в себе образ той великой блудницы, вином блудодеяния которой упивались все живущие на земле (
Откр. 17:1-2). Как выразителен этот образ! Ибо чем, как не любодеянием, должно назвать то настроение людей, когда они, оставив любовь к Богу, обратили все свое сердце лишь к радостям земным, прилепились всецело к плоти, так что едва начинают отличать ее в себе от бессмертной и богоподобной души?
«Времена язычников», в продолжение которых, по слову Спасителя, должен быть попираем до дня пришествия Его Иерусалим, как будто все более приближаются к своему концу (
Лк. 21:24), но оканчиваются они не благодаря все более и более совершенному усвоению языческими народами христианской истины, а благодаря возвращению их к прежнему состоянию язычества, в котором они не были достойны обетований, данных Израилю.
Правда, люди не перестают говорить о распространении повсюду просвещения, которое будто бы самое лицо земли способно видоизменить по их желанию и, сделав человека полным властелином земли, пресечь источник всех зол и бедствий жизни человеческой; внушив же сознание необходимости и пользы человеколюбия, совершенно изменить людские отношения. Но в чем и где это просвещение, могущее производить столь чудные перемены с жизнью человеческой? Кто из поборников просвещения, забывших свет христианской истины, может не только указать пути, какими бы оно могло видоизменить жизнь людей, но хотя бы сказать, в чем состоит это просвещение и кто из людей согласен понимать его совершенно одинаково с другими? Что, помимо Евангелия, и доныне находящего отклик в сердцах всех людей, хотя бы даже они отвергали его, может объединить людей в их исканиях истины?
Посему тщетны все попытки людей ниспровергнуть тот камень, который Самим Богом положен в основу жизни человечества. Исступленные народы, пытающиеся ниспровергнуть этот тяжелый камень, лишь надорвут свои силы, Церковь же Христова, основанная на этом камне, пребудет во веки веков, защищаемая силою Господа. Посему и мы будем ожидать времен отрады лишь от Господа Иисуса Христа,
«Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века»(
Деян. 3:21). Будем отверзать свой слух к слышанию Его Евангелия, доколе еще есть время, дабы не застало нас неподготовленными то время, когда, по слову тайнозрителя, услышится последний призыв Ангела последовать вечному Евангелию:
«Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (
Откр. 14:7). Будем охотнее и чаще отверзать слух свой к слышанию благовествования Христова, пока говорится
«ныне» (
Евр. 3:13), дабы при противлении нашем не найдена была на нас
«кровь святых и кровь свидетелей Иисусовых» (
Откр. 17:6), как она найдена в таинственном Вавилоне,
«великой блуднице, сидящей на водах многих» (
Откр. 17:1), то есть в том духовном средоточии, из которого соблазн беззакония распространится на все народы, племена и языки. Будем чаще теперь обеспокоивать душу свою и потрясать ее в самых основаниях, на которых держится наша греховная жизнь, дабы не постиг и нас суд великой блудницы,
«которая растлила всю
землю любодейством своим»,
«дым мучения» которой будет
«восходить во веки веков» (
Откр. 19:2-3). Аминь.