Прощение долгов ближнему— спасение.
Нынешнее Евангелие (Мат.18,23—35) поучает нас прощению обид. Послушаем Господа и положим исполнять сию св. заповедь Его. —Почему особенно? — Потому, что это есть ближайший и надежнейший путь ко спасению. Хочешь спастися, —прощай всем и все, что на кого имеешь, —и будешь спасен; ибо так говорит Господь: «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный» (Мф.6, 14). —А кому отпущены грехи, тому чего больше и желать? —Св. Пророк Давид говорит: «блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха» (Пс.31,1.2). Блажен, —стало быть, спасен. —И исполняется над таковым слово, еще издревле прореченное Пророком Моисеем: не ходи за море искать спасения; «близ ти глагол есть в сердце твоем» (Втор.30,14). —Прибавлю: глагол, коим в сердце изрекается всепрощение, «аще кто на кого имать поречение» (Кол. 3, 13).
В житейском быту, непрестанные у вас бывают столкновения, непрестанные случаи к обидчивости и возмущениям сердечного покоя—мнимыми или действительными оскорблениями. —И вот то, что почти неизбежно, что само собою нападает на нас, Господь хочет обратить нам в куплю спасения и в приобретение помилования. Поминутно оскорбляем бываешь; поминутно прощай, и поминутно будешь входить все глубже и глубже в область милосердия Божеского, во всепрощающее Божие помилование. —и сим помилованием, как одеждой какой, будешь одеян, огражден и защищен от всего, вредящего в тебе делу спасения.
Ничто так не сильно пред лицом Господа, как прощение обид;—ибо оно есть подражание одному из самых ближайших к нам действий милосердия Божия. —И ничем так легко не искушаемся мы, как серчанием и желанием отмщения задорным словом, а нередко и делом. —Стало, поминутно теряем мы вместо приобретения, которое само дается в руки. Простил бы, —приобрел бы покой в себе и помилование от Господа. А не прощаешь, —внутренняя тревога увеличивается, и милости от Господа не жди.
Отчего бы это мы не всегда прощаем, а чаще предаемся взрывам гнева, досады и негодования? Полагаю — от невнимания к цене прощения. — Уходит из внимания то, что дается прощением, тогда как лишение от обиды так представляется очевидным. Из самолюбивого сердца выходит помышление: из-за чего прощать, —и мы не прощаем. —Восстановляйте же, в минуты обидчивости, в мысли своей и сердце своем несомненное обетование за прощение, —обетование несравненно ценнейшее самых великих потерь, какие только сильна причинить обида человека. Тогда какая ни встреться обида, из сердца выйдет воодушевительный голос; есть из-за чего простить, —и мы простим.
Простим, —и прощены будем; еще простим, —и еще прощены будем; — и так непрестанно. — Прощающий сам будет ходить под всепрощением Божиим, или в объятиях Божеского милосердия и любви. —Есть ли, в чем искать нам прощения? О как много! —Поспешим же прощать, чтоб прощенными быть. —И тем охотнее, что то, что простим, ничтожно; а то, в чем будем прощены, —так ценно, что и в сравнение с тем не может идти. В притче нынешней—наши грехи против Бога оценены тьмою талантов, а грехи других против нас сотнею динариев. —Но нашему счету, примерно, положить-то в 1000 р., а это—в копейку. —На копейку приобрести 1000 р.! —Если б в житейском быту открылась где-либо возможность такого приобретения, никого бы не удержал: все бросились бы туда. — Но никакое, самое рассчитанное, приобретение на земле так не верно, как верно обетование Господне, —и никакая оценка в земных вещах так неточна, как точна сравнительная оценка грехов наших и обид, нам причиняемых: ибо она изрекается Богом правды. — Так, помяни грехи, в коих прощен, или ищешь прощения, и-то из благодарности за милость полученную, то в несомненной надежде получить милость желаемую и искомую—прощай, —прощай широким, отверзтым, щедрым сердцем.
Пусть обида несколько унижает тебя, или причиняет какой ущерб. —Ведь Господь все видит. —Видит движение сердца твоего, назирает за склонением его к прощению, утешается совершением там прощения и оценивает жертву твою такою ценою, какой ты и вообразить не можешь. Припомните сказание об одном иноке, который жил не так строго, но никого не осуждал, когда видел что худое, и не обижался, когда терпел что от кого. —Когда он умирал, братия со скорбию окружали его одр, но он был светл лицом и радостное являл сердце. — Спросили его, что значит, что ты в таком состоянии? — Он ответил им: простите меня, отцы и братия! —Я грешный и нерадивый монах; но в жизни моей никого не осуждал и ни на кого не имел скорби;— и вот Ангел Господень пришел ко мне и сказал: не осуждал ты, —не осуждает и тебя Господь. Прощал ты, —прощает и тебя Господь. —Ради слов сих сердце мое от радости выскочить хочет. —Так он и скончался. Видите, какое воздаяние. Как же говорить можно: из-за чего прощать?
Кроме видимого порядка есть невидимый, кроме настоящего мира—век грядущий. Когда бы нам туда переселиться мыслию и сердцем; иные были бы у нас мысли, иные речи, иные дела, —так иные, что сего века люди, смотря на нас, стали бы считать нас буиими. —Но духу мира, кто не взыскателен и все прощает, того считают не имеющим достоинства; а по настоящему, то и достоинство, чтоб прощать. Прощающий по заповеди Господа и упованию христианскому—есть человек иного, лучшего мира. Оттуда принимает он внушения и тамошние порядки соблюдает. С земли и по земному смотрящие на него—не умеют понять его. —Он делом исполняет то, что указал Апостол: «аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет» (1Кор.3,18).
Конечно, не вдруг можно стяжать такой глубокий и обильный мир, чтоб он поглощал всякий удар оскорбления. Но начни с низшего, —взойдешь и к высшему. Первая степень необидливости, несерчания: и, стало быть, прощения есть молчание уст. С этого и начинай. Когда обидят, —пересиль себя, промолчи, — подражая Пророку Давиду, который говорит о себе: «смятохся и не глаголах» (Пс.76, 5). Сделай так однажды, в другой раз легче промолчишь. —Чем чаще будешь промалчивать, тем с меньшим смущением будешь встречать обиды. Утвердившееся несмущение принесет покой; а покой переродится в мир, превосходящий всякий разум. Тогда будешь пред обидами, что твердая стена пред ударами песчинок ветрами возметаемых. —Вот до чего дойдешь, когда начнешь одолевать себя молчанием? —А не начнешь одолевать себя, все более и более раздражаться будешь, — и дойдешь до такой подвижности на гнев, что всякая малость будет выводить из себя. — А при этом как жить, не говорю по–христиански, —по житейски порядочно! — Без труда ничего не приобретешь; хочешь нравственной доброты, —трудись над сердцем. Господь снабдил его таким свойством, что повторение действий облегчает труд совершения их и ограждает расположение к ним. —Частое прощение обид не только сообщит легкость прощению и навык к тому;—но разовьет даже жажду обид, Господа ради, при которой ударенный «в ланиту» подставляет «другую», лишенный «ризы» отдает и «срачицу» (рубашку) и принужденный идти «поприще едино» идет «два» (Мф.5,39–41). Это высота, которая кажется для нас недосязаемою, на которую однако ж начавший, как следует, прощать—восходит легко, натурально, без особых напряжений. Прощение есть добродетель самая привлекательная, тотчас в сердце награду за себя приносящая.
Имея сие в мысли, благословим Господа, что так подручный нам даровал способ взойти на такую высоту, и помолимся, чтоб Он даровал нам силу и разум—прощать, да прощены будем и сподобимся блаженного помилования и прощения. Аминь.
23 августа 1864 года